Наконец-то побывал в новом зале «Филармония 2» на филармоническом концерте абонемента № 90. Первые впечатления самые благоприятные.
Конечно, чтобы полностью оценить акустические данные зала одного концерта недостаточно. Я был 10 марта 2015 года на симфонической программе Национального филармонического оркестра России п/у Тимура Зангиева с солистом-пианистом. В случае камерного концерта впечатления могут быть иными.
Программа концерта:
К. М. фон Вебер – Увертюра к опере «Оберон»
Р. Шуман – Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, ор.54
Солист Рустам Мурадов
А. Дворжак – Симфония № 8 соль мажор. Ор. 88
Национальный филармонический оркестр России
Дирижёр – Тимур Зангиев
В концерте Роберта Шумана для фортепиано с оркестром ля минор должен был солировать Филипп Копачевский, но за день до концерта он сломал палец и его в аварийном порядке заменил Рустам Мурадов.
Он играл этот концерт ранее, но довольно давно, и времени освежить его в памяти не было совсем – можно было провести только одну репетицию с оркестром. Мурадов играл непростой фортепианный концерт фактически с листа и даже в концерте по нотам. Такая ситуация экстремальна не только для солиста, но и для любого дирижёра, даже более опытного, чем Тимур Зангиев.
Надо отдать должное не просто молодому, а очень молодому дирижёру – ему всего 21 год – он блестяще справился с такой экстремальной ситуацией.
Тимур один из самых молодых дирижёров в мире. Хотя он ещё студент четвертого курса Московской консерватории по специальности оперно-симфоническое дирижирование в классе профессора Геннадия Николаевича Рождественского, но Зангиев с 2011 года – постоянный приглашённый дирижёр Самарской государственной филармонии. С 2012 года — дирижёр-ассистент Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко. В театре Зангиев не только ведет текущий репертуар, но и выступает в роли дирижёра-постановщика новых спектаклей.
В театре он востребован, но на концертной эстраде в Москве он весьма редкий гость и очень зря, чему стало свидетельством его выступление в рецензируемом концерте.
Для неподготовленного слушателя появление на эстраде Зангиева вызывает некоторый шок – за дирижерский пульт становится фактически юноша, который уверенной рукой ведет оркестр, состоящий, в основном, из музыкантов, которые ему в отцы, и даже в деды годятся. Но энергетика Тимура настолько сильна, что подчиняет его воле большой оркестр, который послушно следует за его рукой. Так было на рецензируемом концерте. Но так же было и семь лет назад, когда я впервые увидел и услышал 14-летнего Тимура Зангиева. Невероятную энергию излучало не только лицо, обращенное к оркестру, но даже спина, обращенная к залу. Тогда и я не избежал некоторого шока, к концу концерта перешедшего в восхищение!
Слушателя еще кое-как можно обмануть красивым жестом, вдохновенной позой или выражением лица. Но оркестрантов этими дешевыми трюками не купишь! Они видят всякую фальшь или показуху. На этом концерте было очевидно, что оркестр доверяет молодому дирижёру. Уж у кого, как не у НФОР есть возможность оценивать самых разных дирижёров.
Зачином программы стала прекрасная увертюра Вебера к опере «Оберон», которая прозвучала у Зангиева очень красивой, а местами даже слишком красивой. Конечно, сам сюжет оперы располагает к красотам, особенно в лиричных фрагментах увертюры. Это мир эльфов, волшебных духов, русалок. Сама музыка в них настолько чарующая и сладостная, что не требует добавления к ней никакой сентиментальности от исполнителя. Тем более, что и НФОР звучал очень красиво.
Весьма неплохо для таких экстремальных условий был исполнен фортепианный концерт Шумана. Самое удивительное, что у солиста и дирижёра, несмотря на минимальное количество репетиций, получился неплохой ансамбль. Мурадов и Зангиев ни разу не разошлись, по крайней мере, если где-то это и произошло по мелочам, то из зала это практически заметно не было.
Местами у Мурадова жестковато на форте звучал рояль. Это случалось, когда его в первой части Allegro affettuoso захлестывали эмоции. Хотя Шуман и указал «с аффектом», но не с надрывом. Во второй части Intermezzo. Andantino Мурадов продемонстрировал весьма хороший пианизм, красивую кантилену. В финале Allegro vivace им точно был выбран темп, позволивший Мурадову показать четкую артикуляцию в пассажах, которые были выиграны без «завалов» в их конце. В меру быстрый темп позволил поддержать хороший ансамбль с оркестром. В целом, вопреки опасениям из-за аварийной замены солиста, фортепианный концерт Шумана прозвучал очень достойно.
Кульминацией программы стало исполнение оркестром п/у Тимура Зангиева Восьмой симфонии Антонина Дворжака. Эта симфония играется довольно редко, хотя по красоте и глубине содержания не уступает популярной Девятой «Из Нового Света».
Зангиеву прекрасно удалось очень прочно собрать симфонию по форме. Она сочинялась в деревне, в доме, окруженном садом, в мире чешских лесов и полей и в значительной мере опирается на национальные танцы. Особо удалась Зангиеву третья часть Allegro grazioso, написанная в форме изящного вальса.
Этот концерт – безоговорочный успех Тимура Зангиева.
Владимир Ойвин