6 сентября 2023 года исполнилось 95 лет со дня рождения Евгения Светланова. В этот день Госоркестр России, носящий имя дирижёра, выступил в Концертном зале имени П. И. Чайковского.
Как хорошо, когда значительные даты, в том числе и самые юбилейные, выпадают на красивые, солнечные, а то и просто радостные весенние дни! Праздник тогда рождается очень по-своему…
Так – хоть и не весной – было и на этот раз: замечательная юбилейная дата – 95 лет со дня рождения гениального Евгения Светланова. Собственно, все любители музыки ждали этого дня, ждали какой-то особенной встречи со своим любимым дирижёром. И ожидание, и встреча с этой прекрасной датой не обманули.
Прежде чем я обращусь к концерту, посвящённому этому дню, позволю себе обратиться к собственной памяти. Мне кажется, что это обращение имеет смысл. А именно…
1975 год. Только что отгремели яркие события, связанные с премьерой фильма «Калина красная». Год назад было горькое событие: ушёл из жизни великий автор «Калины красной», блистательный писатель Василий Макарович Шукшин. И на консерваторской, и на филармонической афишах появилась предстоящая музыкальная премьера – симфоническая поэма «Калина красная», написанная Евгением Фёдоровичем Светлановым. Событие, имевшее очень значительный резонанс.
Мне тоже довелось стать участницей премьеры, и я этим горжусь. А вызвано это было тем, что я принимала довольно длительное участие в кинолекциях, посвящённых музыке в кино. Вот как раз лекция, подготовленная мною с предложения Светланова, – она и была в связи с премьерой этого нового сочинения великого маэстро. Волновалась я, конечно, очень сильно, но… обошлось. Премьера имела большой успех и с тех пор стала одной из визитных карточек Евгения Фёдоровича.
И вот сейчас, в юбилейную дату, Светлановский оркестр в память Светланова, под управлением Дмитрия Юровского с большим успехом исполнил эту яркую, красивую, очень глубокую и богатую эмоционально пьесу.
Уже первые такты поэмы по-настоящему «забирали» сердце. Тихо возникала тема известной напевной песни, где всему оркестру «вдумчиво» помогали две прозрачные арфы. Пианиссимо сменял бурный, уверенный голос струнных, и появлялось взволнованное движение, сменяемое уверенным же Dies irae. После чего пошла удивительной красоты разработка темы скрипками и ударными. С самого начала покоряла талантливая инструментовка, где обладали силой рождения красоты и ударные, и особенно валторны, а чуть позже яркие виолончели…
Да что говорить! Весь оркестр светился обаятельными лирико-фольклорными темами, которые хотелось и слушателям петь, потому что очень уж они были красивыми. Вот тут и рождались вдруг в памяти слова о том, что «шёл по улице волшебник», что «шёл тот, кто и нёс всем нам бесконечную красоту». А торжественный, властный финал ещё больше радовал меломанов, ведя к очень мощному апофеозу.
Поэма звучала по-своему дерзко, смело, уверенно, а темы, сменяя одна другую, ещё больше приближались и к сюжету шукшинской трагедии, и к собственно образу главного героя – Егора Прокудина. Дирижёр вёл оркестр прекрасно, очень точно следуя авторскому замыслу. И поэтому – как лично мне кажется – именно «Калина» «обогнала» в результате в своём свершении замечательный прокофьевский Второй скрипичный концерт, отлично исполненный Павлом Милюковым в сопровождении оркестра.
И всё-таки мне хотелось бы вкратце особенно похвалить изысканно прозвучавшее игровое начало удивительно красивой второй части концерта, некую особенную, яркую витиеватость, изящную танцевальность, эффектность, а также редкостную нежность ясной солирующей скрипки…
И наконец, самое замечательное в концерте – Десятая симфония Дмитрия Шостаковича (1953 год). Надо особо отметить, что, как я сама слышу в последнее время, Дмитрий Юровский всё глубже и интереснее играет именно Шостаковича. Это очень хорошо. И прочтение Десятой симфонии было сегодня очень удачным. В связи с этим хочу привести – лучше не скажешь! – высказывание Родиона Щедрина:
«Музыка Дмитрия Шостаковича – это ток высокого напряжения. Она никогда не развлекает, но всегда обогащает слушателя. Тому, кто ищет в музыке лишь ласки для слуха и отдыха от забот, чуждо будет его искусство, никогда не поймёт он красоты и величия его и обеднит тем свою жизнь, сузит горизонт своего бытия…
В ней пульс жизни. Хотите познать время – слушайте её, проникните в мир глубоких и ёмких мыслей её создателя, мир удивительной гармонии сердца и ума.
Музыка Шостаковича – это исповедь художника. Доверившись ей, можно многое понять, ощутить вновь и красоту родного пейзажа, и невозместимость потери близкого человека, и благоговение перед человеческим разумом».
Оркестру и его маэстро в полной мере удалось передать особую исповедальность, автобиографичность замысла этого симфонического полотна. Господство медленных темпов, чётко и убедительно поданных Юровским, особенно мощно, даже грандиозно подчеркнуло разрастание очень серьёзного конфликта, движущего всем контрастным музыкальным действом. Развитие тем, идеальность формы, смена темпов, смена настроений – роскошное богатство симфонии. Замечательное соло кларнета в первой части, там же, в первой части, подкупающий, обаятельный меланхолический вальс. И наоборот – резкое, стремительное движение второй части, просто поразительное маршеообразное скерцо…
Богатство Десятой симфонии – а оно огромно! – трудно, вернее, невозможно преувеличить. Не случайно о ней было великое множество споров, даже скандалов. Но подлинные восторги – они тоже были и есть, они не могут не бередить душу.
И так – в каждой из четырёх частей. И в масштабных тутти, и в удивительных соло флейты, и – что очень важно! – в поразительной слаженности оркестровых групп, и в неожиданно тихой предкоде с отголосками Dies irae, во взрыве в самом финале – симфония была очень хороша. Как очень хорош был и весь концерт. И образ Светланова, сошедший со страниц его музыки и по-настоящему вечный. Вечный на все времена. Это бесспорно.
Наталья Лагина