Испанский тенор Пласидо Доминго наконец сделал то, о чем говорил не раз. Великий певец запел баритоном.
21 января 2010 года всемирно известному оперному тенору и дирижеру Пласидо Доминго исполняется 69 лет.
Незадолго до дня рождения Доминго впервые исполнил на сцене Метрополитен-опера вокальную партию, написанную не для тенора, а для баритона.
Он спел Симона Бокканегра — главного героя одноименной оперы Джузеппе Верди.
Баритон или тенор?
В 1959 году 18-летний Пласидо Доминго пел на прослушивании в Национальной опере Мехико. Он произвел очень сильное впечатление на отборочную комиссию, которая слушала в его исполнении вокальные арии для баритона. Но потом молодому певцу сказали, что на самом деле он вовсе не баритон, а тенор. Два года спустя Доминго спел свою первую теноровую роль — партию Альфредо в «Травиате» Верди в Монтре. С нее началась замечательная карьера певца, занявшего заметное место в новейшей истории оперы.
В 2005 году Доминго впервые объявил о том, что хочет вернуться к истокам своего творчества и спеть партию Симона Бокканегра, написанную для баритона. Критики, недружелюбно относящиеся к певцу, могли бы сказать, что певец всегда был баритоном, поющим теноровые партии. Известны случаи, когда Доминго просил дирижеров понизить звучание некоторых своих вокальных партий.
В результате им приходилось снижать звучание оркестра и других певцов. Снова и снова Доминго говорил в интервью, что исполнит партию Бокканегры. 20 января он наконец исполнил ее в Метрополитен-опера.
В роли дожа Генуи и бывшего пирата
Сара Кралвич, музыкальный критик The New York Times, побывавшая на премьере, назвала выступление певца «интригующим экспериментом». Она отметила, что в партии Симона Бокканегра голос Доминго звучал очень свободно и его выступление вызвало шумные овации. Хотя критику не понравилось то, что Доминго, переходя на низкие ноты, временами форсировал звук. Зато в верхнем регистре его голос звучал прекрасно, отметила она.
В сущности, считает Сара Кралвич, комиссия, прослушивавшая певца в Мексике много лет назад, вынесла верный вердикт: Доминго скорее тенор. Но играя Бокканегру — романтического пирата, впоследствии избранного дожем Генуи, певец не мог проигнорировать собственный сценический опыт. Его Бокканегра был на сцене таким харизматичным, каким может быть только тенор.
Опера со сложной историей
Хотя многие партии в «Симоне Бокканегра» очень красивы, у этой оперы непростая сценическая история. Она провалилась на премьере в 1857 году в Венеции. Почти четверть столетия спустя Верди переработал партитуру, и вторая редакция оперы была представлена в «Ла Скала» в 1881 году.
Сюжет оперы считается одним из самых запутанных в оперном мире. Верди увлекла одноименная пьеса драматурга Антонио Гарсия Гутьерреса, поскольку она давала ему возможность нарисовать портрет далеко не идеального героя. Но впервые послушав оперу, с трудом вникаешь во все хитросплетения сюжета, связанного не только с дожем Бокканегра, но и с любовной историей потерянной и вновь найденной им дочери Амелии.
Интересно, что в 1995 году Доминго исполнял в одной из постановок «Симона Бокканегра» теноровую партию влюбленного в Амелию Габриэля Адорно. Он даже не предполагал, что в 69 лет споет партию главного героя. Партнерами Доминго в спектакле были сопрано Адриана Печонка (Амелия), тенор Марчелло Джиордани (Габриэль Адорно) и главный специалист по исполнению вагнеровских партий в Америке, бас-баритон Джеймс Моррис (Фиеско). Оркестром дирижировал Джеймс Ливайн.
Между двумя театрами
График жизни и работы Доминго в последние годы очень интенсивный. За неделю до премьеры «Симона Бокканегры» Доминго дирижировал оперой Верди «Стиффелио» в Метрополитен-опера. Он дал в последние дни несколько мастер-классов для певцов. Сейчас Доминго руководит двумя оперными театрами — Оперой Лос-Анджелеса, где несколько лет назад Вуди Ален поставил оперу «Джанни Скикки», и Вашингтонской национальной оперой.
В следующем сезоне Доминго собирается дирижировать здесь постановкой оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини и петь в ней одну из партий. Оба театра испытывают сейчас финансовые проблемы, поэтому Доминго приходится нелегко.
Мировое турне Бокканегры
Следующий спектакль «Симон Бокканегра» состоится 22 января. Серия показов оперы закончится 6 февраля. Доминго собирается спеть партию Бокканегры в Опере Цюриха (23 марта), в миланском «Ла Скала» (серия спектаклей начнется 16 апреля), в Королевском оперном театре в Лондоне (серия начнется 29 июня) и мадридском Театро Реал (серия стартует 22 июля).
Ольга Романцова, “Газета”