Темур Чхеидзе – приверженец классических театральных традиций. На его счету более семидесяти спектаклей.
Ставил и как оперный режиссер – в Метрополитен Опера и в Ла Скала. Более двадцати лет отдал Большому драматическому театру имени Товстоногова, шесть из которых возглавлял труппу БДТ.
Но в феврале этого года покинул Петербург и вернулся на родину, в Грузию, где и отмечает сегодня юбилей. Темуру Чхеидзе исполняется 70.
Темура Чхеидзе в России часто спрашивали: почему не совмещает режиссуру и преподавание. Он отвечал:
«не имею права воспитывать русского актера, ставить и работать – да, но не учить, артиста выращивать нужно всей аурой национальной культуры».
Теперь, вернувшись на родину, Чхеидзе полностью погружён в работу с молодыми – преподает в Тбилисском театральном университете.
«Самое важное для меня – успеть поработать с людьми. И если хотя бы несколько человек выйдут настоящими артистами, я буду счастлив»,
– говорит режиссер.
С момента, как Чхеидзе вернулся в Тбилиси, прошло больше полугода, но жизнь его, признается, не сильно изменилась. В родном городе он и так часто бывал, ставил спектакли – почти каждый год. Покинув Большой драматический театр имени Товстоногова, хотел взять паузу, но все же не смог устоять: чуть более месяца назад в театре Марджанишвили прошла премьера. «Метод Грёнхольма» – к этой пьесе режиссер уже обращался, по ней поставил свой последний спектакль в БДТ.
«Обычно я слежу за ними, долгое время делаю уточнения, чтобы спектакль развивался. Так вот, мне не удалось довести его до конца, и видно у меня ностальгия. Когда я приехал сюда, то понял, что должен поставить здесь его»,
– рассказывает Темур Чхеидзе.
Темур Чхеидзе пока не намерен примыкать к какому-либо театру – будет ставить на разных площадках. Остается верным своим убеждениям – не браться за то, что модно и «на злобу дня». Актеры для Чхеидзе по-прежнему – вершина, главное в его театре мысли и чувства.
«Необыкновенно благородный человек и с моей точки зрения очень хороший режиссер. Вся его палитра носит характер четкого графического рисунка-спектакля, и это меня радует и поражает, потому что очень много суеты сегодня, которая не складывается в единую картину. Так вот его спектакли –очень гармоничны»,
– говорит народная артистка СССР Алиса Фрейндлих.
«Эстетически он противоположность Товстоногову. Он не масштабный, не крупный, не мощный, это очень застенчивый человек, а застенчивость в режиссерской профессии вещь сугубо отрицательная и положительная, и я его знаю всю жизнь и когда он был в Тбилиси он говорил : Толя приходи посмотреть «Власть тьмы», но тебе не понравится ,зритель не будет ходить это не шумный спектакль. Вот это Темур Чхеидзе»,
– отмечает театровед Анатолий Смелянский.
Сам себя Чхеидзе называет консерватором, не готовым к радикальным переменам. Грузинский режиссер – один из последних рыцарей русского психологического театра, он убежден, классические традиции скоро снова будут востребованы.