Звонки не объявляют. Двери в зрительный зал закрыты. Слушатели стоят в коридоре в предвкушении грядущей премьеры и энергично обсуждая, возможно ли на сцене камерного театра удачно поставить оперу на сюжет литературного романа.
Внезапно эти разговоры прерывает негромкий металлический звук. Многие оборачиваются. По коридору бодрым шагом идет невысокая женщина с ослепительной улыбкой, держа в руке блестящий медный колокольчик. Одновременно открываются двери в зал. Все заходят, усаживаясь на свои места. Та же улыбчивая женщина одну за другой закрывает изнутри двери. Гаснет свет. Появляются оркестранты, которые постепенно занимают все пространство авансцены.
Такой режиссерский прием использует Михаил Кисляров с целью обозначить главное действующее лицо оперы «Альтист Данилов» композитора Александра Чайковского на сюжет романа Владимира Орлова.
Произведение В. Орлова в свое время произвело заметный резонанс в литературном мире, однако за 30 лет существования «Данилова» не появилось ни одной театральной постановки, ни одного художественного фильма по сюжету этого романа. Видимо,Чайковский решил исправить эту несправедливость и написал оперу — специально для театра Покровского, в котором, теперь уже почти 40 лет назад — в 1976-м, был поставлен его первый музыкальный спектакль по басням И. Крылова «Дедушка смеется».
По своей сути, постановка явилась эксклюзивным проектом, который объединил сразу несколько знаковых фигур российской музыкально-театральной жизни — режиссера Михаила Кислярова, дирижера Владимира Агронского, сценографа Виктора Вольского и альтиста Юрия Башмета, которому композитор и посвятил свое сочинение.
Воплотить довольно сложную театральную задумку в жизнь, сохранив основные сюжетные линии первоисточника, помогли литературное дарование Чайковского (который одновременно выступил и автором либретто), режиссерская находчивость Кислярова и профессионализм художника по свету Владимира Иванкина.
Несколько завуалировав время действия оперы, композитор внес детали, которые сделали сюжет более злободневным и актуальным. Возник ряд упоминаний современных «медийных» фигур — Пэрис Хилтон, Дэвид Бэкхем, Роналдо, а острая сатира и юмор переплелись с философскими размышлениями. Оригинально решение сценического пространства, в котором зрительный зал и сцена периодически меняются местами.
В центре действия оперы — оркестр.
«Я очень хорошо знаю все «прелести» и трудности жизни оркестрантов, и мне давно хотелось об этом написать. Это целый закрытый мир, который одинаков для всех оркестров во всех странах»,
– говорит А. Чайковский.
Выводя на первый план в струнной группе альт в соответствие с сюжетом оперы, композитор написал виртуозные соло специально для Юрия Башмета, который примет участие в спектакле 16 декабря.