29 июня 2023 завершились прослушивания XVII Международного конкурса имени Чайковского. Уже известны имена лауреатов, а мы скажем несколько слов о вчерашних выступлениях конкурсантов по специальности «скрипка».
Обстановка в заполненном Концертном зале Чайковского была праздничной, слушатели прибывали на прослушивание в приподнятом настроении. И офлайн, и онлайн все активно обсуждали свои впечатления и ожидания, голосовали за призы зрительских симпатий, стараясь заранее предугадать результаты этого грандиозного соревнования.
Судя по исполнениям китайского скрипача Ло Чаовэня и российского исполнителя Равиля Ислямова, они ощущали внушительный груз ответственности перед теми, кто ловил каждый их звук, каждое движение в зале и в трансляции.
Даже более закаленным в конкурсах музыкантам сложно было бы выдержать такую эмоциональную нагрузку, а наши герои еще столь же юны, сколь и талантливы.
Конкурс имени Чайковского: лауреаты по специальности «скрипка» – 2023
Выступление китайского скрипача подтвердило, что блестящие виртуозные качества и сверкающий серебристый звук – на сегодня самые сильные его стороны. Он легко справлялся с самыми сложными технологическими задачами, несмотря на головокружительные темпы. Слушать его в быстрых эпизодах было необыкновенно увлекательно.
К сожалению, скрипачу пока не удается так же удерживать внимание публики во время исполнения медленных кантиленных частей и эпизодов. Кроме того, в концерте Моцарта были ощутимые недочеты в области ансамблевой игры, когда в моменты дублирования оркестром партии скрипача, он намеренно сбавлял силу звука, что привело к значительным потерям в развитии драматургии произведения.
Особое отношение слушатели демонстрировали вчера к российскому скрипачу Равилю Ислямову. Большинство из них пророчили ему первую премию конкурса, поэтому обстановка во время выступления была накалена до предела.
Как уже сказано выше, это накладывало дополнительную нагрузку на исполнителя. Тем не менее, Равиль держался на сцене уверенно, вел за собой оркестр, чутко реагируя на любые изменения в звучании и движении. Виртуозные и кантиленные эпизоды были равно интересны, звучание инструмента – ярким и полным. Однако исполнителю не удалось показать абсолютно безупречную игру и избежать мелких погрешностей в интонации и звукоизвлечении. Вероятно, именно это и стало в итоге решающим фактором в выборе победителя конкурса.
Конечно, решение жюри вызвало у слушателей и конкурсантов сильные эмоции, это неизбежно. Тем не менее, праздник удался. Все участники третьего тура обрели заслуженные награды. Слушатели получили яркие впечатления и эмоции, а мировая сцена – когорту блестящих исполнителей. Время покажет, кто из лауреатов станет более востребованным.
А мы надеемся еще не раз увидеть на концертах знакомые лица, услышать новые интересные программы в исполнении лауреатов уже уходящего в историю XVII Международного конкурса имени Чайковского.
Гульнара Лафтуллина