
Свежая музыка в исполнении фортепианного трио имени Таривердиева прозвучала в «Башмет-центре».
Не любят ныне музыканты объединяться в фортепианные трио, увы…Этот состав значительно уступает по популярности даже струнному квартету. Молодым исполнителям хочется большого и грандиозного, с яркой этикеткой: все больше молодых оркестров заявляют о себе модными названиями.
Камерная музыка или симфонические масштабы? Для искушенного слушателя выбор непростой, однако музыкальный дилетант отдаст предпочтение оркестру – нет никаких сомнений. Поэтому среди множества концертных афиш у «камерников» есть опасность просто-напросто затеряться… Но не у фортепианного трио имени Таривердиева. Имя композитора, в честь которого назван коллектив, сразу же привлекает внимание. Озадаченность сменяется очарованием – участницы трио, выпускницы Московской консерватории виолончелистка Екатерина Семёнова, пианистка Полина Желиба и скрипачка Анастасия Кускашёва пленяют девичьей красотой (эстетические удовольствие!).
Ансамбль сложился два года назад, дебютировав с трио Микаэла Таривердиева. Да так удачно, что супруга композитора Вера Таривердиева легкой рукой одарила исполнительниц шикарным брендом, под которым девушки исполняют камерные классические сочинения и переложения для фортепианного трио – но душа их лежит к музыке композиторов XX и XXI века. Не удивительно, что для декабрьского концертного вечера они выбрали весьма своеобразную программу: Э. Денисов, И. Соколов и А. Подзорова…
Обратив свое внимание на музыку двух постмодернистов и одного миллениала, девушки предпочли неторенные дороги. Будучи еще студентом Московской консерватории, Эдисон Денисов создал камерное сочинение. Его пятый опус полон обаяния и непринужденной искренности; композитор-авангардист отдал в нем дань уважения своему наставнику Д. Д. Шостаковичу.
В произведении лишь угадывается зрелый сонорный стиль Денисова, в интонациях заметно подражание мастеру. Этот редко звучащий на концертной эстраде опус музыканты исполнили с волнующей экспрессией и трепетом. И если в начале концерта в звучании ансамбля и ощущалось некоторое волнение, то оно лишь украшало этот привлекательный женский коллектив.
Относительно концепции у присутствующих в зале, естественно, возник вопрос – пестрящая на афише дробь 30/30 таила в себе некую интригу. Автором идеи и по совместительству одним из главных героев вечера был Иван Соколов. Именно он задал публике головоломку, пригласив потренироваться в навыках устного счета: возрастная разница между заявленными композиторами программы составляет 30 лет.
Однако в качестве конферансье Иван Соколов был не столь остроумен. Яркая и привлекательная манера повествования, присущая его образовательным роликам, в этот вечер куда-то исчезла. Вместо разговора по существу, звучали анекдоты о совместном распитии водки Шостаковичем и Денисовым. Но и они почему-то не веселили…
Лишь когда пришел черед его сочинению, ведущий взбодрился и подробно рассказал о своей авторской задумке. «Ковидное» трио Соколова раскрашено всеми красками из палитры человеческой жизни: юношеская сила и напор, драматический накал, безмятежное созерцание и траурное шествие в небытие под конец (третья часть – реквием)…

Трио имени Таривердиева отличает восприимчивость к оттенкам настроения, по-настоящему актерское вживание в музыкальные образы. В девичьем коллективе царит гармония: мягкая и нежная игра Семёновой, Кускашёва добавляет остродраматические верха, Желиба вносит в звучание баланс и бархатную тембристость.
Женская солидарность ярко проявилась в интерпретации трио Алины Подзоровой «Невидимые купола». Новое сочинение автор написала летом этого года специально для Таривердиевского коллектива. Загадочный славянский колорит гипнотизировал слушателей.
Исполнительницы тонко уловили сочетание кружева импрессионистического письма a la Дебюсси и древнерусского фольклора с характерными гуканием и скоморошьими забавами. Образ далекого и никому неведомого Китеж-града Алина Подзорова выписала в партитуре, а трио имени Таривердиева его разглядело. Будем ждать цифровой релиз сочинения!
С легкостью преодолевая тридцатилетние расстояния, камерный коллектив имени Таривердиева, такой женственный и такой профессиональный, кажется, убедил слушателей в том, что жанр трио бессмертен. Пусть наши молодые композиторы почаще балуют публику новыми сочинениями для этого классического состава – девушки с блеском исполнят всё!
Анна Коломоец
Анна Коломоец - музыковед, музыкальный журналист, критик. Продолжает обучение в МГК им. Чайковского по специальности «Музыковедение» в классе Р. А. Насонова
Постоянный автор журнала «Музыкальная жизнь».
Занимается просветительской деятельностью.