Уникальным концертом барочного ансамбля из Франции «L`Arpeggiata» под руководством Кристины Плюар в Риге завершился XIV международный фестиваль камерной музыки Баха.
В этом году ежегодный латвийский форум был посвящен 300-летию со дня рождения К. Ф. Э. Баха и продолжался в течение месяца на концертных площадках Риги и ее окрестностей: Сигулде и Даугавпилсе. Перед слушателями выступили с концертами музыканты из Латвии, Польши, Германии, Нидерландов, Франции и России.
9 декабря 2014 в зале Большой Гильдии Риги французский ансамбль «L`Arpeggiata» под руководством австрийской арфистки и лютнистки Кристины Плюар представил изысканную программу “Mediterraneo” («Средиземноморье»), составленную из редких вокально-инструментальных композиций итальянской музыки XVII века.
Коллектив уже четвертый раз приезжает с концертами в латвийскую столицу.
Философия ансамбля «l’Arpeggiata» состоит в том, чтобы собрать вместе музыкантов с разнообразным художественным опытом в различных проектах, остроумно и находчиво разработанных Кристиной Плюар, и – в свободе духа. Индивидуальный стиль и звучание ансамбля, вырастающий из богатого инструментального ядра, легко узнаваем. Участники ансамбля – выдающиеся солисты со всей Европы – объединяются с яркими исполнителями традиционной музыки и музыки эпохи барокко.
Уроженка австрийского Граца Кристина Плюар закончила местный Университет по классу классической гитары, а затем изучала барочную арфу у Мары Галасси в Schuola Civica di Milano.
В 1992 году переехала в Париж, и через восемь лет создала свой ансамбль «L`Arpeggiata», специализирущийся на вокальной и инструментальной музыки эпохи раннего барокко.
«В целом, музыка – это священный духовный акт»
– считает Кристина Плюар.
Манеру её исполнения характеризуют головокружительные инструментальные импровизации, богатая палитра, рождающаяся из слияния звуков различных струнных инструментов, и находящийся под сильным влиянием народных музыкальных традиций вокальный стиль.
Кристина Плюар:
«Импровизация – очень спонтанная вещь, но, в то же время – это и структура, и мы постоянно обсуждаем на репетициях структуру импровизации, то, как развивается произведение. Мне очень импонирует музыка XVII века, но мы желаем соотнести ее с опытом современных композиторов, видеть ее так, как воспринимают мир люди сейчас»
Средиземное море не разделяет, а напротив, соединяет культуры разных стран и народов. И в этом один из смысловых акцентов программы “Mediterraneo”.
Кристина Плюар:
«Наша программа представляет собой путешествие по средиземноморским землям – сначала Италия и ее окрестности, затем Португалия, еще один сплав культуры средиземноморья. Там, где растёт оливковое дерево – там примерно та же культура. И в музыке это тоже заметно. Это всё связано, как большая семья»
Традиционный фольклор Греции, Португалии, областей Италии – Саленто и Апулии чередовался с произведениями итальянских композиторов эпохи барокко.
Артисты ансамбля «L`Arpeggiata»: Мисия (Фадо, Португалия), Винченцо Капеццуто (контртенор, Италия), а также инструментальная группа в составе: Вероника Шкуплик (скрипка), Дорон Шервин (цинк), Эйро Палвиайнен (барочная гитара, лютня), Даниэль Пинто (португальская гитара), Франческо Турриси (клавесин), Борис Шмидт (контрабас), Давид Майорал (ударные), и, конечно же, руководитель – Кристина Плюар (лютня теорба) продемонстрировали высочайшее мастерство, создавая неповторимую атмосферу эпохи, времени и места.
В ритурнелях между композициями танцорша Анна Дего кружилась в ритмах тарантеллы под звуки несмолкающих кастаньет.
Атмосфера концерта постепенно накалилась до предела. Публика никак не желала расставаться с музыкантами ансамбля, вследствие чего незапланированные бисы оказались еще одним лакомством для истинных гурманов барочной классики.
На несколько месяцев «L`Arpeggiata» возьмет тайм-аут, а в середине весны Кристина Плюар готова будет представить новый, не менее интригующий концертный проект, свидетелями которого станет аудитория США, Германии и Испании.
Виктор Александров, Рига (Латвия), ClassicalMusicNews.Ru