Перед закрытием театрального сезона руководство Большого театра сделало зрителям подарок, пригласив на роль Спартака мировую звезду, премьера Королевского балета Великобритании Карлоса Акосту.
Мускулистый, темнокожий мачо с прошлым уличного мальчишки, кажется, рожден для того, чтобы танцевать вождя рабов. Сложнейшая техника партии, ее “трюковой” состав не стали препятствием для блестящего виртуоза. Но чтобы войти душой в спектакль, потребовалось время.
У московских танцовщиков хореография Григоровича в крови. С Акостой – другое дело. Это роскошное заморское растение должно было приноровиться к условиям “чужого климата” и расцвести.
Благодаря бережной, но настойчивой опеке репетиторов Большого театра (Валерия Лагунова и Михаила Лавровского – знаменитого Спартака легендарных времен) задуманное свершилось. Они привили Акосте “правильные манеры”, расставили акценты движений.
Партия Спартака всегда заряжает танцовщиков особой энергией. В течение четырех недель в репзалах Большого театра шла борьба за нового Спартака, с каждым днем все горячее и горячее. В конце концов мужественный гладиатор Акоста открыто объявил, что готов победить всех. Вышел на сцену и…не просто победил, а одержал блестящую победу!
Карлос Акоста не экономил на чувствах – танцевал с неистовой страстью. Прыжки и вращения выполняются им с такой легкостью, что, кажется, предоставь ему возможность – и он навечно останется в полете, а стремительное вращение поглотит его целиком. В его Спартаке чувствовалась какая-то страшная, восхитительная мощь, он вдохнул в спектакль живой пафос народной трагедии.
В спектакле теперь очень выразителен контраст между Крассом Александра Волчкова и Спартаком Карлоса Акосты – белое и черное в буквальном и переносном смысле слова.
Красс Волчкова – златокудрый субтильный аристократ, подлое, мелочное сладострастное животное. Темнокожий Спартак Карлоса Акосты – олицетворение народного духа, свободолюбия, силы и правды. Кульминацией спектакля стала сцена смерти героя, когда он, находящийся в вечном движении, вдруг замер.
Спектаклю аплодировали стоя. Большой театр можно поздравить с дорогим приобретением. “Спартак” был и должен оставаться спектаклем – лидером репертуара. Последнее время ему не хватало свежести, на него легла некоторая печать обыденности, нужна была струя живительной воды.
Карлос Акоста разбудил дремлющие силы. Теперь “Спартак” снова стал зрелищем, которое потрясает. Летом Большой театр везет “Спартак” на гастроли в Англию. Думается, Лондон (в спектакле вновь станцует К.Акоста) ждет потрясение не меньшее, чем Москву.
Вера Чистякова, Газета “Культура”