
Для того, чтобы понять, как устроен фестиваль «Московская осень», стоит посетить и его «рядовые» концерты. Один из них назывался «Возвращение». Вряд ли организаторы забыли, что имя «Возвращение» принадлежало замечательному фестивалю с многолетней историей, который сегодня поставлен на паузу. Но апроприация в наши дни такая заманчивая штука…
«Возвращение» в теперешнем виде, как объяснила ведущая концерта, это произведения уже ушедших от нас композиторов, а также музыка ныне здравствующих авторов, звучащая на «Московской осени» после некоторого перерыва. Скажем сразу, сочинения композиторов, которых уже нет с нами, в целом слушались интереснее.
Моно-мини-опера Татьяны Чудовой (1944 – 2021) «Сон Татьяны» по А. С. Пушкину для меццо-сопрано и небольшого ансамбля – довольно известная и мастерски сделанная вещь. И отличная иллюстрация словечка «постирония». Это когда невозможно понять, да и не нужно – ехидничает ли автор? Или он серьезно? Или – как?
В какой-то момент музыкальные картины сновидческой «нечисти» и эротических аффектов героини (меццо-сопрано – Юлия Макарьянц) напомнили знаменитый советский фильм «Вий», где тоже временами было «страшно смешно».
Композитор Игорь Голубев (1945 – 2020) много лет активно участвовал в работе союза московских композиторов. Его пьеса «Возвращаясь вновь и вновь» (была недавно найдена благодаря председателю московского союза Сергею Жукову) очень выиграла за счет почти идеального исполнения, где юношескую экспрессию и яркие эмоциональные перепады солирующей флейты (лауреат международных конкурсов Полина Раткевич) уравновешивала фактурно насыщенная и вместе с тем благородно сдержанная партия рояля (пианист – Евгений Гутман). И даже простые романсовые интонации, возникавшие время от времени, звучали в этой музыке уместно и красиво.
Два сочинения были посвящены ушедшим авторам.
Одна из них – вокальная композиция «Весна, и мы весну встречаем…» памяти Татьяны Чудовой для меццо-сопрано и инструментального ансамбля Артема Кокжаева – показалась собранием достаточно предсказуемых «волнительных» музыкально-весенних образов.
Три пьесы «Для Игоря Голубева» для саксофона, фагота, контрабаса и фортепиано Юлии Масальской, наоборот, привлекли внимание благодаря неожиданному (впрочем, достаточно тактичному) использованию джазовой лексики. Но как раз тут расстроенный «Стейнвей» Дома композиторов дал знать о себе в полный голос, напоминая то ли звучание рояля «Красный октябрь» в подмосковном доме культуры, то ли разбитое пианино в салуне.
Расстроенный инструмент при этом не помешал композитору Михаилу Симакову с энтузиазмом исполнить свои «Три зарисовки» для фортепиано. Первая зарисовка называлась «Импульсы». Вторая – «Просветление», но ни к Рихарду Штраусу, ни к Бодхисаттве она, пожалуй, отношения не имела. А в третьей, это был «Ироничный танец», автор, как показалось, готов был даже приплясывать!
В свое время творцы постановления 1948 года об опере «Великая дружба» заботливо предупреждали отечественных композиторов об опасности «невропатических сочетаний» в музыке. С тех пор прошло много лет, и список психосоматических расстройств, нашедших прямое или косвенное отражение в звуках, расширился необычайно. Это не обязательно сказывается на качестве самой музыки, она может быть вполне добротной, но «сумрачные состояния» подавленного сознания по-прежнему манят и манят творцов.
Струнный квартет Антона Ровнера (его исполнили артисты ансамбля «ХХI век») – прекрасный тому пример, особенно его первая часть, где постоянно возвращающиеся мотивы вполне могли бы иллюстрировать «невроз навязчивых состояний». И даже появление жанровых отголосков во второй и третьей частях в целом музыкально-клиническую картину не изменили.
Сочинение, ради которого стоило прийти на концерт «Возвращение», завершало программу. Это – «Детская кантата» Ираиды Юсуповой на текст Геннадия Айги для трех певческих голосов, фортепиано и фонограммы. Ее исполнение выглядело почти семейным предприятием. Автор сидела за роялем, а двумя контртенорами повелительно управляла ее дочь – Анастасия Браудо, которая вдобавок еще и прекрасно пела.
Здесь тоже было постоянное возвращение, но самих слов «сиянье: Покоя». И не было никакой монотонности. Наоборот, рождалась магия, и она волнами погружала слушателей в зачарованный предвечный ангельский транс…
Григорий Шестаков
Григорий Шестаков -- музыковед, журналист. В 1976 году закончил школу-десятилетку имени Гнесиных как пианист и теоретик, в 1981 - теоретико-композиторский факультет Московской консерватории (класс Ю. Н. Холопова).
Работал в издательствах "Музыка" и "Советская энциклопедия". С 1987 года - на телевидении (ЦТ СССР, телеканалы "Россия" и "Культура"). Среди цикловых телевизионных проектов -- "Программа А", "Джазофрения с Игорем Бутманом", "Под гитару", конкурс "Синяя птица", конкурс песни "Евровидение" и др.