С 7 по 12 сентября 2021 в Ярославле прошел II Международный конкурс вокалистов имени Л. В. Собинова.
Первый тур конкурса был заочным и проводился по записям. Из более чем 350 заявок были отобраны 33 участника второго тура. На третий тур прошли 12 из них.
Жюри, полностью обновленное по сравнению с предыдущим I Международным конкурсом вокалистов имени Л. В. Собинова (2018), возглавил баритон, солист театра «Метрополитен-опера», профессор вокального искусства факультета оперного пения Университета Лос-Анжелеса Владимир Чернов.
Его коллегами стали солистка Королевского театра «Ковент-гарден» сопрано Нелли Миричою, директор направления «Artist Management» оперного агентства «TACT International Art Management» Алекс Григорев, кастинг-директор оперы Большого театра России Ольга Капанина и заслуженный артист России, профессор ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, президент Германо-российской культурно-образовательной академии Кёльна тенор Рубен Лисициан.
Особенностью II Международного конкурса вокалистов имени Л. В. Собинова оказалось преобладание мужских голосов, — баритонов и теноров. Говоря об этом, я имею в виду, прежде всего, их качество. Но и в количественном отношении они были весомы, составляя вместе почти половину всех участников.
Именно среди них оказалось большинство потенциальных фаворитов, несмотря на молодость уже ярко заявивших о себе. В их числе — баритоны Александр Ершов, Вадим Зубков, Максим Лисиин, Рауф Тимиргазин и Дмитрий Чеблыков. Все они без преувеличения были достойны стать победителями, и почти все по праву получили награды.
В итоге лауреатами второй премии стали Максим Лисиин и Дмитрий Чеблыков. Первый из них, Максим Лисиин — студент РАМ им. Гнесиных, обладатель насыщенного (скорее драматического) баритона. Заметными недостатками в его пении на мой взгляд являлись несвободные, с трудом берущиеся, «заваленные» верхние ноты и французское произношение в каватине Валентина. Но красота тембра, богатство вокальной природы и юный возраст с определенностью позволяли увидеть перспективу певца.
Воспитанник Молодежной программы Большого театра Дмитрий Чеблыков в противоположность ему проявил себя на сцене опытным артистом, выступления которого разнообразны, продуманы и выверены до мелочей. Замечательное впечатление произвела на автора рецензии элегантная и харизматичная баллада Томского, менее удачной (из-за форсировки верхних нот) показалась ария Тореадора в исполнении Дмитрия Чеблыкова в третьем туре.
Александр Ершов (уроженец Ярославля и любимец местной публики) от начала и до конца конкурса был обаятелен и ярок благодаря красивому тембру, свободе, артистизму и уверенности в себе. Но против него «играли» многочисленные мелкие неточности, небрежности в передаче нотного текста и несколько провинциальное открытое звучание. Характерно, что у него в репертуаре не нашлось второй русской арии, которую можно было бы спеть в третьем туре: пришлось повторить ариозо Онегина из 6 картины оперы Чайковского.
Одним из фаворитов конкурса был и упомянутый выше баритон из Оренбурга Рауф Тимергазин — энергичный, темпераментный молодой певец с большим драматическим баритоном. Не совсем удачным для него выбором в финале оказалась ария Графа Альмавивы из оперы «Свадьба Фигаро», колоратуры которой дались ему с трудом, не вполне чистой была и его интонация. Форсировка была заметна в арии Грязного, завершившей его выступление. В итоге Рауф Тимергазин стал дипломантом конкурса.
В третий тур не прошел баритон из Самары Вадим Зубков. На мой взгляд, это было одновременно и обидно, и предсказуемо. Вадим Зубков — музыкант как бы из другого времени, сдержанный, даже несколько скованный, но серьезный, умный и тонкий (особенно это проявилось в прекрасном с точки зрения ощущения динамики развития и баланса всех элементов, хорошем в плане немецкого языка исполнении «Воспоминания» Густава Малера). И все же он — скорее камерный певец, и это качество в условиях конкурса очевидно оказалось отрицательным.
Именно с тенорами для автора рецензии были связаны главные впечатления от конкурса. Фаворитом среди них по впечатлению от второго тура я назвала бы казаха Дамира Садуахасова — яркого россиниевского тенора с насыщенным «итальянским» звучанием и темпераментом, зрелого и опытного певца. Убедителен он был и во втором, и в третьем турах, особенно в знаменитой арии Тонио из «Дочери полка» Г. Доницетти, которой завершил свое выступление. В итоге он разделил третью премию с Александром Ершовым.
Жюри показался более перспективным белорусский тенор Дмитрий Токмаков, ставший лауреатом первой премии. Его выступления в обоих очных турах конкурса были одними из лучших: насыщенный, лирический тенор, искренность и чистота чувств на самом деле убеждали.
Среди сопрано, составлявших почти половину от всех участников, запоминающихся голосов было, на мой взгляд, меньше. Некоторые из тех, кто обращал на себя внимание, по разным причинам оказались небезупречны. Противоречивое, но яркое впечатление оставила певица из Армении Элен Егизарян, — интересная, очень темпераментная, эмоционально теплая артистка, с настоящим драматическим сопрано, но с заметной «стертостью» голоса в среднем регистре.
До третьего тура к сожалению не была допущена Диана Нурмухамедова, — лирико-колоратурное сопрано с хорошо обработанным, ровным на всем диапазоне голосом глубокого, «бархатного» звучания. По-видимому, причиной неудачи могло послужить иногда тяжеловатое, не всегда чистое исполнение ею нот верхнего регистра.
В итоге награды получили певицы, качество исполнения которых оказалось ровнее других в профессиональном отношении. Таким было признано выступление лирико-колоратурного сопрано Яны Сафоновой, интеллигентной певицы несколько меланхолического темперамента с привлекательной матовой окраской звука (особенно в высоком регистре). Достойное впечатление произвела другая участница финала — сопрано с плотным, драматически-насыщенным (хотя в какой-то мере форсированным) звучанием и (по контрасту к нему) лирико-колоратурным репертуаром Самиры Галимовой.
Лидером среди сопрано оказалась Софья Цыганкова. Полетность голоса, насыщенность тембра на всем диапазоне, красота верхних нот с благородным матовым оттенком восхищали! Интересен был выбор ею песни Энрике Гранадоса «Маха и соловей» во втором туре — преимущественно в среднем и нижнем регистре, где голос звучал также насыщенно и красиво.
Софья Цыганкова стала лауреатом первой премии, разделив ее с тенором Дмитрием Токмаковым. (Гран-при на этом конкурсе вручено не было.)
Низкие голоса, как мужские, так и женские, в зале Ярославской филармонии в дни прослушиваний звучали редко. Единственный бас — 21-летний Жасурбек Хайдаров из Узбекистана — произвел приятное впечатление благородной красотой тембра и свободой звучания верхнего регистра, хотя на мой взгляд исполнение им во втором туре арий Сусанина и Банко, а в третьем — каватины Алеко и арии Базилио было в какой-то мере ученическим, — слишком заметным было стремление сделать все аккуратно и забота о вокализации как таковой. Присуждение ему специального приза «Надежда» выглядело закономерным.
Что же касается меццо-сопрано, то три из четырех представительниц этого типа голоса с трудом соответствовали даже несколько подозрительной на слух отечественных меломанов характеристике «европейское меццо». Имея в виду необходимую плотность и темную окраску тембра в среднем регистре, меццо-сопрано на мой взгляд можно было признать (и то с натяжкой!) только Дарью Пьянкову — единственную певицу этого амплуа, участвовавшую в третьем туре и получившую диплом.
Настоящим удовольствием было наблюдать за работой обоих штатных концертмейстеров конкурса — Евгения Сергеева из Москвы и Светланы Смирновой из Екатеринбурга. Их выступления в большинстве случаев были стабильнее и во всех отношениях качественнее, чем игра аккомпаниаторов, приезжавших с конкурсантами специально.
Замечу, что участникам третьего тура пришлось не просто: петь в сопровождении дирижера Мурада Аннамамедова и руководимого им Ярославского академического симфонического оркестра, играющего весьма нестройно, с откровенными ляпами (чего стоило только начало «Хабанеры»!), в утрированно медленных темпах (и в них заметно расходившихся с солистами) — очевидно, это было отдельным испытанием!
И в завершение. Среди участников и победителей конкурса не было учеников членов жюри. Очевидно, что это явилось залогом независимости оценок и объективности результатов.
Не только за выбор состава жюри, но и за прекрасную организацию длившегося неделю конкурсного марафона хотелось бы поблагодарить оргкомитет II Международного конкурса вокалистов имени Л. В. Собинова и Ярославскую государственную филармонию, в большом зале которой проходили концерты и прослушивания второго и третьего туров.
Олеся Бобрик