
В Галерее Граунд Солянка в Москве отметили День космонавтики в «русском стиле».
Пять молодых композиторов представили свои сочинения для терменвокса и ансамбля народных инструментов, под управлением дирижёра Ольги Власовой. Концерт «Вдохновленные космосом» удачно отразил идеи тибетского буддизма, о непрерывной цепочке трансцендентных состояний между рождением и смертью, презентованные на экспозиции.
Пространство выставок: «Не-место», «Вдох-выдох», «Свидетели», а также музыкальная инсталляция роборуки «Sonus Ex» стало для музыкантов атмосферной сценографией: двери, ведущие в никуда, ступени и даже розетки могли оказаться порталом, открывающим другую реальность. Пройдя по белому коридору, символизирующему «последний переход», «подготовленный» слушатель оказывался в космическом пространстве звуков.
Минималистическое звучание русских народных инструментов — на удивление органичная находка: между прошлым и будущим протянулся философский мост. Русский наигрыш и полная атональность, словно два полярных мира космический и земной встретились в сочинении «Чувство Атома. Астрокосмология» Максима Бабинцева.
Название трио для двух домр: малой и альтовой, и баяна Андрея Бесогонова «Blueshift» переводится с английского как «синее смещение» (понятие из астрофизики об уменьшении длины электромагнитного излучения). Пьеса, вызвала в воображении ряд ассоциаций связанных с космосом: окутывающая тишина, время застывшее в пространстве, холодные световые гиганты, совершающие свой путь через космическую бездну.
Композитор Вячеслав Харченко в сочинении «Пульсар» стремился добиться ощущения непрерывного вращения пульсирующей звезды. Музыка создавала чувство «пространственной пустоты». Возможно, кто-то и не представлял себе, что домра, баян или гусли могут звучать ТАК!
Терменвокс, напротив, с момента изобретения ассоциируется с «космической» музыкой. Облаченная в серебряную мантию известная мультиинструменталистка Олеся Ростовская, производила впечатление всемогущей волшебницы, руки которой способны «творить звук» из воздуха. Она исполнила инвенцию для терменвокса собственного сочинения, пьесы Вадима Генина из Саратова «Но откуда это?» и москвички Марии Аникеевой «Небо в алмазах».
Вопрос трактовки такого рода произведений всегда открыт, имеют место всевозможные ассоциации. Терменвокс то будто бы поет искусственно сгенерированным компьютерным голосом с феноменальным диапазоном, имитирующим человеческую речь (от которого временами становится жутковато), то создает свободно летящие космические сигналы.

Сочинение под названием «It`s from Space» саратовского композитора Вадима Генина — это феноменальный творческий эксперимент по поиску новых звучаний: исполнители щелкали, трещали, стучали, дергали струны и даже дули в свои инструменты. Создавалась своеобразная полифония шумов, голоса периодически соединялись в универсальную гармонию, в каком-то общем ритме, в одном дыхании:
«Две композиции “Но откуда это” для терменвокса и “It`s from space” для ансамбля народных инструментов — это самостоятельные пьесы, которые связаны через “вопрос и ответ”.
Это не такая уж формальная связь. Их объединяет тема ранних компьютеров пятидесятых, шестидесятых годов, когда начинались полеты в космос. Там человеку приходится лишиться обычного «звукового фона», ведь на время полета «соседями» космонавта становятся компьютеры, тихо обсуждающие свои дела на компьютерном языке.
Отдельным источником вдохновения для меня стала одна из ранних компьютерных игр Space Invanders, в которой процесс сопровождали именно такие “космические” звуки»,
— рассказал автор.
Сочинение выпускницы Московской консерватории Марии Аникеевой, «Мальчик Коля и Гагарин» стало апогеем «космической вечеринки». Саксофонистка Любовь Иванова и Сергей Стефко на ударной установке «добавили джазу» к концерту.
«В сочинении есть намеки на инструментальный театр. Источником вдохновения для меня стало стихотворение современного московского поэта режиссера Александра Плотникова»,
— поделилась Мария Аникева. Стихи неплохо срезонировали с популярной философией New Age: «Там семья из квантов света, там прощение и лето».
Композиция Аникеевой резюмировала итоги всего концерта: космос может стать для человека последним прибежищем, домом, там, где живет безусловная любовь Бога, или Вселенной.
Валерия Орлова
Редакция сайта.