Оркестр и солисты Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко провели опен-эйр, посвященный легкой музыке.
Наверное, Иоганн Штраус-сын был самым известным законодателем модных опен-эйров, на которых без регламента наслаждались музыкой, танцевали и всячески проводили время доступными способами. Подобное действие состоялось на площади перед подмосковным музеем-усадьбой Горки.
Для человека моего поколения, всерьез учившего в институте предметы вроде «Политэкономика социализма» и «История КПСС», знаковым событием была сама по себе поездка в Ленинские Горки с целью послушать вальсы, марши, польки и оперетту в месте, некогда сакральном на государственном уровне. А тут еще атмосферный репертуар, столь подходящий именно для исполнения на природе. Ну и, конечно, хорошо знакомые по театральным спектаклям солисты, поддержать которых было делом чести.
Правда, несмотря на малозаметность рекламы события с официальным названием «Штраус! Штраус! Штраус!», поддерживающих набралась прилично – к моему появлению в тенистых посадках вокруг поляны перед усадьбой и по бокам особняка уже расположилось немалое количество слушателей, и по мере того, как играла музыка, на ее звуки стекались все новые гости. Внешне было впечатление малолюдия, но аплодисменты после каждого номера выдавали внушительное количество собравшихся.
В первых двух отделениях звучали польки, марши и, конечно, знаменитые вальсы. Штраусы на время примирились и сообща дарили собравшимся неповторимую воздушную и слегка фривольную атмосферу своих произведений.
Центральной фигурой события стал главный дирижер театра Феликс Коробов. Изящно и энергично дирижируя он, не отходя далеко от пульта, импровизировал, придавая действию уместные элементы шоу: обучал детей игре на хлопушке, дирижировал пролетающим самолетом и, в итоге, быстро создал непринужденную атмосферу, немыслимую для театра с его четкой границей между залом и скрытым в яме оркестром.
Вторым главным героем был оркестр, героически отыгравший три отделения под палящим солнцем и с ветром, периодически уносившим партии с пюпитров. Особо отмечу звучание – на открытом пространстве академичность отступила перед естественностью, и было нетрудно представить, как кружились в вальсах пары – будто за полтора столетия ровным счетом ничего не изменилось.
В «Марше Радецкого» Феликс Коробов на деле продемонстрировал свой тезис о том, что хороший оркестр вполне может играть без дирижера – с первыми тактами дирижер покинул пульт и вернулся лишь когда наступил момент для финального аккорда.
В третьем отделении были исполнены фрагменты из оперетты «Летучая мышь». Лариса Андреева, накануне с большим успехом спевшая Амнерис, преобразилась в Князя Орловского. Мария Пахарь, за два дня до концерта исполнившая в «Аиде» заглавную партию стала женственной и насмешливой Розалиндой. В других ролях были заняты солисты театра Валерия Зайцева (Адель), Сергей Балашов (Айзенштайн), Дмитрий Кондратков (Фальк). Слушатели, тепло принимавшие весь концерт, в третьем отделении были особенно эмоциональны, доказав, что отсутствие традиционной сцены – не помеха для «обратной связи» публики с певцами.
Трудно переоценить значение мероприятия и как способа организации времяпровождения любителей легкой музыки, и как пути популяризации классической музыки. К ожиданию возведения в традицию поиска театром новых форм концертов остается добавить пожелание более масштабной рекламы подобных событий.
Фёдор Борисович. Фото автора