
Уже в апреле из Международного центра реставрации, расположенного рядом с известной усадьбой Владимира Набокова в селе Рождествено Гатчинского района Ленинградской области, выйдут первые полностью отреставрированные документы и артефакты – в первую очередь афиши концертов Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской Филармонии, который был во время войны эвакуирован в Новосибирск.
Чтобы показать их любителям музыки (как петербуржцам, так и гостям столицы) скоро будет открыта выставка, а в декабре 2025 года Филармония организует конференцию, посвященную реставрации как инструмента сохранения исторической памяти.
Эти мероприятия – заключительная часть трехгодичного проекта “Военная летопись Филармонии”, одного из ключевых культурных проектов, организованных вокруг празднования 80-летия Победы в ВОВ.
А 27 февраля 2025 года группе журналистов из Санкт-Петербурга, в том числе и автору этой статьи, посчастливилось съездить в интереснейший пресс-тур, в ходе которого несколько ведущих специалистов реставрационного центра, а также доктор исторических наук Юлия Кантор рассказали о существе и интересных подробностях проводимых работ, и о ценности самих отправленных на реставрацию артефактов и документов.
Путь был неблизким — около полутора часов на автобусе от центра Петербурга — но опыт, впечатления и знания, полученные при близком знакомстве с уникальными историческими предметами, стоили потраченных усилий и времени.
Думается, что подобное знакомство с реставрационным процессом было бы интересно и школьникам, и студентам консерватории, и в целом группам любителей музыки из Санкт-Петербурга. Кстати, и сам центр — очень впечатляющее здание, напоминающее сферу или круг, со входной группой, где можно подробно узнать о предметах, используемых для реставрации и в целом об истории этого мастерства.
Наш же день прошел в отделе графики — именно здесь специалисты изо дня в день работают над восстановлением афиш из Новосибирска, нескольких блокадных афиш, а также внушительных размеров записной книжки директора Филармонии Бориса Хаиса (все записи в ней сделаны размашисто — даты ручкой, а сами события — карандашом), остававшегося в городе всю войну.
Даже не верилось, что можно было с помощью Юлии Кантор, надевшей белые перчатки, чтобы не повредить артефакты, полистать записную книжку Бориса Хаиса и увидеть в ней записи с программами блокадных концертов, а также скупое замечание о сдаче Дома Радио с датой “четверг 10 мая”.
На одной из страниц вклеен линованный листок с надписью
“С.Т.Рихтер выразил согласие выступить в апреле с.г. [сего года] в одном концерте симф.орк. (1-й концерт Прокофьева) или в одной сольной программе”
— (дата – 28.I.1945) с подписью Рихтера и даже его адресом. Скорее всего, по этой книжке можно написать музыковедческую диссертацию – думается, ее записи, “следы памяти”, будут представлены специалистами на конференции в конце 2025 года.
Среди артефактов также памятный фотоальбом, посвященный блокадным будням, составленный в послевоенные годы самими сотрудниками музыкального учреждения, в который вклеены фотографии сотрудников Филармонии и крохотные военные открытки (видимо, была экономия бумаги) с видами Ленинграда и самодельную стенгазета, вышедшая в Новосибирске после смерти в 1944 году музыковеда и критика Ивана Ивановича Соллертинского.
Юлия Кантор раскрыла перед журналистами этот необычный самодельный альбом, включивший машинопись программки одного из блокадных концертов, а также вместе с нами рассмотрела газету “Советский филармонист”, где над машинописными вклейками телеграмм об усопшем и его некролога есть элементы, написанные от руки, а также подпись
“Посвящается памяти Ивана Соллертинского. отв.ред. Е.Жислин. Новосибирск. 23.II.1944”.
Интересен был и общий рассказ директора Международного центра реставрации Татьяны Черняевой об участии центра в проекте “Военная летопись Филармонии”:
«В Международном центре реставрации работает большая мастерская реставрации графики, есть все необходимое современное оборудование, для того чтобы сделать все максимально профессионально.
Мы очень рады что этот проект реализуется при участии нашего центра, и что это сокровище – афиши, существующие в единственном экземпляре, – оказались в заботливых руках руководителя мастерской, Инны Григуль, и её коллег. Сохранение этих памятников для нас – один из важнейших проектов этого года».
И, конечно же, самой захватывающей стала предоставленная возможность поговорить с самими реставраторами и подробно расспросить их о процессе восстановления артефактов, предоставленных Филармонией.
Здесь удалось пообщаться с двумя-тремя реставраторами, которые показали нам свои места работы, а также прессы для листов бумаги и ванночки для освобождения бумаги от кислотности и желтизны, и поделившихся тем, как обычно проходит их день по реставрации афиш и других артефактов. И после дня в реставрационном центре мы увидели, какой это огромный и очень медленный в скрупулезности труд.
Перед тем, как приступать к каким-либо действиям, необходимо зафиксировать имеющиеся повреждения — чтобы потом сравнить с финальным результатом. Также нужно измерить кислотно-щелочной баланс бумаги, проверить из какого она сделана волокна, а также водостойкость красочного слоя.
Бумага времён Великой Отечественной – низкого качества и, к сожалению, сильно окисляется со временем. Основная задача «реанимационных» действий – стабилизировать кислотность. Памятники очищают латексной губкой или стирательной резинкой, – целой или измельченной в крошку. Промывка идет сперва в обычной воде, затем в дистиллированной, и наконец — в ванночке с буферным раствором, который создает щелочной резерв, повышает прочность и долговечность бумаги. Дальше артефакты сушатся на фильтровальной бумаге.
Не менее долог и всегда индивидуален процесс восполнения утрат. Подручные материалы, будь то клей или краска, обязательно должны быть естественного происхождения. Кусочки бумаги тщательно подбираются, чтобы они были нужного цвета и толщины. Специалисты подклеивают разрывы, укрепляют заломы, и помнят о том, что они реставрируют артефакты и документы, и любые их действия должны быть обратимыми.
После визита в Международный реставрационный центр, завершившегося совместной фотографией в фойе, кажется, мы оказались допущенными к тайне истории — истории нашей страны, истории двух музыкальных коллективов (Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, оставшегося в городе, и Заслуженного коллектива Республики, находившегося в эвакуации), а также тайне человеческой памяти и возможности реконструировать прошлое.
Это был воистину уникальный опыт, и будем надеяться, что многие из артефактов можно будет скоро увидеть на выставке в Петербургской Филармонии.
Юлия Савиковская