Российскому национальному оркестру под руководством Михаила Плетнева – 30 лет.
Эту дату музыканты отмечают Большим фестивалем.
Михаил Плетнев не читает бумажную прессу и не смотрит телевизор. О любви критиков и публики узнает по привычному звуку – он везде сопровождает и маэстро, и его оркестр.
Этот коллектив – входит в число лучших оркестров мира. Десятки записей, премий, всемирное признание, 30-летняя история и редкий репертуар. Рабочий день у музыкантов начинается, как и у любого служащего – ранним утром.
В последние дни у репетиционного зала собирается очередь из оркестрантов – им измеряют температуру, показатели заносят в специальный журнал. После этого до репетиции остается несколько минут личного времени. Оркестр из ста человек расходится по своим важным делам.
Одиночные аплодисменты означают, что пора на сцену. В репетиционном зале музыканты проводят столько же времени, что и дома, поэтому все самое дорогое – всегда рядом. Здесь рождается музыка, которую критики называют “особым опытом духовного переживания”. Чуть больше 30 лет назад маэстро об этом мог только мечтать.
Гении шаговой доступности. Где в Черёмушках базируется оркестр Плетнёва?
«Мне бы хотелось какое-то хотя бы время поработать постоянно с коллективом, чтобы он уже воспринял те мои принципы. которые я считаю очень важными»,
– говорит худрук, главный дирижер Российского национального оркестра, народный артист РСФСР Михаил Плетнев.
Сейчас, в 2020 году, о принципах, на которых держится его коллектив, маэстро предпочитает не говорить, сохраняя тайну. Для него оркестр – музыкальный инструмент, на котором он играет.
«Дирижер – это не только тот человек, который изображает ветряную мельницу. Это должен быть человек, который немножко знаком с психологией музыканта, с уместностью того или иного метода работы, с умением почувствовать настроение, с умением понять, на какой жест как оркестр реагирует»,
– добавил Михаил Плетнев.
Звучание оркестра полностью зависит от дирижера – истина, которую Михаил Плетнев понял в юности. В 1990 году он создал Российский национальный оркестр. В советской истории подобного не было – чтобы оркестр существовал на пожертвования из-за рубежа и не имел отношения к госбюджету.
Такое стало возможным только после перестройки. В первые же годы появились записи, гастрольные поездки за границу и выступления с ведущими исполнителями. Сейчас РНО – уже имя, коллектив выступает на лучших мировых площадках. Среди музыкантов есть и те, чья карьера началась вместе с историей оркестра, с ней и продолжается. На вопрос, что их держит в этом коллективе, ответ один.
«Это главное – артистическая родина, главное место, где возникают все основные творческие события»,
– сказал концертмейстер Российского национального оркестра, народный артист России Алексей Бруни.
«Дирижер – это такой человек, такой музыкант, который очерчивает пространство, в котором живет музыкант, живет музыка. И вот Михаилу Васильевичу, одному из немногих, очень это удается»,
– добавил концертмейстер Российского национального оркестра, заслуженный артист России Александр Готгельф.
В Российском национальном оркестре почти нет текучки, музыканты работают десятилетиями, и попасть в коллектив непросто. Мечтать об этом начинают еще в консерватории.
«Здесь я знаю, что, закончив консерваторию, у меня еще есть возможность учиться, развиваться, перенимать опыт»,
– призналась альтистка Российского национального оркестра Екатерина Расулова.
В тридцатилетие оркестр вступает играючи – настроение задает маэстро, а у Плетнева оно праздничное, и даже озорное.
Анна Аппалонова, Новости культуры