Мемориальная квартира Святослава Рихтера продолжает цикл «Годы странствий».
Здесь открылась выставка, посвященная путешествиям пианиста по Англии и Америке. В экспозиции ‒ редкие архивные материалы: открытки и письма, афиши и программы концертов, ноты и пластинки с автографами, фотографии и гравюры, эскизы декораций и костюмов.
В квартире Святослава Рихтера Ольга Макарова и Алексей Толстов играют Бриттена. Впервые его музыку Рихтер услышал по радио в 50-е. Он тогда был невыездным. Познакомились пианист и композитор через десять лет, в 61-м. Для поездки в Лондон Рихтер впервые купил свой первый цилиндр ‒ атрибут настоящего джентльмена.
«Познакомились они в Лондоне, во время гастролей Рихтера, в маленьком ресторанчике диккенсовского типа. Бриттен и Рихтер как-то сразу перешли на “ты”. Рихтер вспоминал, что Бриттен был невероятно прост в общении»,
‒ рассказала куратор выставки, директор Мемориальной квартиры Святослава Рихтера Юлия Де-Клерк.
На фотографиях Рихтер ‒ на фестивале в Олдборо. Тогда он впервые сыграл концерт Бриттена, который подарил ему ноты с автографом. А в 71-м, во время своего последнего визита в Москву, Бриттен пришел на новоселье в квартиру Рихтера на Малой Бронной.
«Бриттен никогда не приходил с пустыми руками, он принес этот замечательный штоф, в котором тогда находился шотландский виски, так мы думаем», ‒ уточняет Юлия Де-Клерк.
Этот бриттеновский штоф до сих пор хранится здесь. А еще Рихтер и Бриттен любили Моцарта. Играли его сонаты в четыре руки. По просьбе Рихтера Бриттен написал каденцию к Двадцать второму концерту великого австрийца. Эта рукопись ‒ в экспозиции выставки.
«Каденция сопутствует письмо Бриттена, в котором он пишет: “дорогой Слава, вот и каденция, написал ее для тебя, может быть она слишком длинная, если ты захочешь, можешь выкинуть из нее фрагменты”. И Рихтер стал первым исполнителем концерта Моцарта с каденцией Бриттена»,
‒ объясняет старший научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Евгения Лианская.
Впервые в Советском Союзе оперу Бриттена «Сон в летнюю ночь» в 65-м поставил Большой театр. На выставке ‒ эскизы сына Александра Бенуа Николая. Художник приехал из Парижа оформить спектакль. А это ‒ история покорения Рихтером Америки. Трехмесячные гастроли в 60-м году, организованные Солом Юроком. Хитрый импресарио переиграл Министерство культуры, которое ссылаясь на мнимую болезнь Рихтера, не выпускало музыканта в Новый Свет.
«Юрок приехал в Москву по другим делам, и в Большом зале консерватории случайно увидел на соседнем ряду Рихтера и воскликнул: да вот же он, совершено здоров!»
‒ пояснила Евгения Лианская.
Тогда Рихтер дал сорок концертов в 12 штатах. Это был успех. Хотя не обошлось без казусов. На черный рынок попала пиратская запись, сделанная на концерте пианиста в Карнеги-холл. Об этом в письме, пишет Юрок, извиняясь перед Рихтером. И таких маленьких историй на этой выставке в этой квартире ‒ много.
Елена Ворошилова, Новости культуры