«Град Китеж» и «Кармен» в Большом. «Гамлет» и «Каменный цветок» в Станиславского. «Женитьба и другие ужасы» в Центре оперного пения Галины Вишневской. «Времена… года» в Театре Елены Камбуровой.
Как показывает практика, самыми успешными работами на ниве музыкального театра оказываются экспериментальные. Для отдельно взятого театра, для режиссера, для труппы. Кто не боится — тот и зрителя привлечет, и споры вызовет нешуточные. Это понимают во всех крупных столичных театрах — Большом, Музыкальном имени Станиславского, «Геликоне» — и стараются соответствовать.
Но для начала о странном. В Москве, оказывается, довольно много музыкальных театров. На сайте «Страницы московской театральной жизни» больше 30 ссылок. Однако зрителю известны в лучшем случае 5—6 коллективов.
Меж тем, например, театр «Кремлевский балет» аккуратно выпускает по премьере в сезон (в этом году — «Фигаро»). В Театр классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева активно ходит публика, и танцовщики здесь впечатляющие.
В крошечном оперном театре «Амадей» идет редкая «История солдата» Стравинского. Значительный репертуар в Камерном театре Бориса Покровского — тут и Бриттен, и Чимароза, и даже Дашкевич. А кто про это знает, кроме постоянных зрителей? Не на виду эти театры, не на слуху. Будто прячутся. И — выпадают из контекста.
Получается, что ньюсмейкерами из года в год служат одни и те же театры. И при подведении итогов вычленяются именно их работы. Нет слов, ходить к ним интересно. Но почему все остальные так усердно хоронятся в тени, непонятно.
Лучший спектакль (опера)
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Большой театр.
Это третья работа Эймунтаса Някрошюса в Большом, после «Макбета» и «Детей Розенталя». Строгий, возвышенный фантазийный спектакль в элегантном черно-белом оформлении и с хорошо спетыми партиями (хотя некоторый разнобой в качестве наблюдается).
Оркестр под управлением Александра Ведерникова звучит уверенно и выразительно. Режиссер, быть может, несколько затуманил сюжетные линии и не всё довел до логического завершения, однако в целом спектакль оставляет сильное впечатление. Да и опера, нечасто появляющаяся на подмостках, стоит внимания.
Лучший спектакль (балет)
«Каменный цветок», Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Спустя несколько десятилетий мастер «большого стиля» в балете Юрий Григорович вернулся к одному из самых важных своих спектаклей. Сочетание «классического» танца и модернистского формата, оглушительно вспыхивающих и утонченно-холодных сцен завораживает и заставляет смотреть на сцену не отрываясь.
Молодые танцовщики работают уверенно, с отдачей, хорошо чувствуя музыку Прокофьева и точно передавая хрупкую сумрачную историю о Даниле-мастере и Хозяйке Медной горы.
Самый экстравагантный спектакль
«Женитьба и другие ужасы», Центр оперного пения Галины Вишневской
Режиссер Владимир Мирзоев хорошо известен своими необычными интерпретациями пьес Гоголя на драматической сцене. Теперь же он взялся за этого же автора в музыкальном театре. Центр Галины Вишневской выпустил спектакль-микс из нескольких опер на гоголевские сюжеты в отлично освоенном им жанре фантасмагории.
Основой стала незаконченная опера Мусоргского «Женитьба», к ней добавились фрагменты сочинений Римского-Корсакова, Чайковского и Шостаковича.
Сложная, угловатая, резкая музыка и эксцентричное актерское существование оказались по силам молодым певцам, хорошо справившимся с поставленными задачами. Оформил спектакль Алексей Порай-Кошиц, а костюмы придумала Алла Коженкова, постоянный соавтор Мирзоева.
Лучший спектакль на современном материале
«Гамлет» Владимира Кобекина, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Современная опера — вещь, встречающаяся нечасто. А хорошая современная опера — и того реже. Тем ценнее постановка Музыкального театра Станиславского.
Другие оперы Кобекина, в частности «Молодого Давида» и «Маргариту», поставленные в провинции, в разные годы привозили на «Золотую маску», и удручающее впечатление оставляли как спектакли, так и музыка. С «Гамлетом» же получилось очень славно.
Исконный сюжет на месте, но любопытным образом переиначен в комедию и рассказан современным, порой жестким языком. Живой, хорошо спетый, веселый, с элементами гротеска спектакль — доказательство адекватности и нужности современного оперного материала.
Самый интересный дебют режиссера
Геннадий Тростянецкий, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Петербуржец Тростянецкий, никогда прежде с музыкой не работавший, поставил одну из самых романтичных русских опер — «Демона» Антона Рубинштейна на сюжет лермонтовской поэмы о мятежном духе и его трагической любви.
Предельно условный, с необычно сделанным пространством и мастерски переданной атмосферой невыразимой печали и греховной страсти, спектакль смотрится на одном дыхании.
Приглашенная звезда
Юрий Темирканов, «Кармен», Большой театр.
Темирканов — самый волшебный отечественный дирижер. Он способен любую музыку довести до абсолюта восприятия и исполнения. Несмотря на то что в процесс работы над «Кармен» он включился, когда вся команда уже была сформирована, да и профессиональные отношения не очень-то сложились, в результате чего у оркестра на премьере наблюдался ряд огрехов, появление Темирканова за пультом — серьезное событие. Хорошо известная музыка Бизе в его руках приобрела неожиданную теплоту и нежность, очарование и живость.
Самый красивый спектакль
«Времена… года» в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой.
Режиссер Иван Поповски как никто умеет колдовать на подмостках. Он создает из музыки, света, пластики нежнейшие, как цветы, спектакли. «Времена… года» — это завершающая часть триптиха, начатая «P.S. Грезами» и «Абсентом».
«Времен года» получилось три. Первое — пастораль, идиллия. Из белых облаков рождаются четыре нимфы, они выводят вокализ без слов под аккомпанемент маленького оркестрика.
Вскоре рай сменится реальностью: на крошечной театральной сцене те же нимфы, но в ретронарядах будут петь совсем другое — простое, слезное. Печальные, девушки вскоре затихнут. Будто простившись со своими мечтами.
А в финальной части стену займет мигающий огоньками план мегаполиса. Летящего Вивальди сменит яростный Пьяццолла. Иным станет и вокал: стонущий, кричащий. Богатый ассоциативный ряд дает возможность каждому зрителю самому придумать историю.
А можно и не придумывать, а просто ловить ощущения.
Самые важные кадровые перестановки
За уходящий год у двух балетных трупп появилось новое руководство. Как известно, в декабре заканчивается контракт у Алексея Ратманского, руководителя балета Большого театра. Ратманский останется приглашенным хореографом, а его место займет Юрий Бурлака.
А балет Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, остававшийся «без головы» после трагического исчезновения Дмитрия Брянцева, возглавил Сергей Филин. С этими именами и связаны основные балетные ожидания нескольких ближайших лет.
Алиса Никольская, “Частный корреспондент”