За последние несколько лет этот российский коллектив во главе с его художественным руководителем и главным дирижером Антоном Лубченко зарекомендовал себя успешным игроком в российском музыкальном пространстве.
Свидетельством тому являются фестивали, оперные и балетные премьеры, а также симфонические и камерные концерты, которые проходят в новом театре Владивостока. Творческие партнерские отношения между петербургской Мариинкой и Русским оперным домом Владивостока крепнут уже не первый сезон.
Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра не раз бывал с концертами в Приморье, не за горами и следующая мощная творческая акция – постановка оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», которая состоится во Владивостоке в рамках очередного зимнего турне коллектива Мариинского театра и маэстро Гергиева по регионам России.
В качестве ответного хода труппа Приморского театра оперы и балета представила петербуржцам и гостям города свои лучшие проекты последних месяцев – новую постановку оперы С. С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», а также замечательную русскую симфоническую программу, составленную из произведений Петра Чайковского, Сергея Рахманинова и Сергея Прокофьева.
У коллектива театра напряженный график: днем концертмейстеры оркестра провели серию мастер-классов и занятий с педагогами. Такая стажировка стала возможна благодаря сотрудничеству двух театров.
В первый вечер на сцене Мариинки – 2 прозвучала петербургская премьера нечасто звучащей оперы Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» по мотивам одноименной повести Бориса Полевого.
Опера посвящена мужеству русских людей в годы Великой Отечественной войны и основана на подлинных фактах биографии Героя Советского Союза Алексея Маресьева. Нелегкой оказалась сценическая судьба сочинения. В 1948 году во время закрытого показа в Кировском театре опера Прокофьева подверглась суровой огласке. И лишь позднее, уже в Москве «Повесть о настоящем человеке» обрела свое новое рождение, благодаря дирижеру Марку Эрмлеру.
Мариинский театр по праву является домом Прокофьева. За последние десятилетия под управлением Валерия Гергиева прозвучали все оперы и избранные балеты композитора. Оперу «Повесть о настоящем человеке» Валерий Гергиев дирижировал в концертном варианте на одном из фестивалей «Звезды белых ночей». Между тем, полная версия незаслуженно забытого прокофьевского полотна в России до сих пор оставалась неизвестной.
Оркестровую редакцию авторской версии оперы композитора осуществил Антон Лубченко. Мировая премьера состоялась в мае на сцене Приморского театра оперы и балета в день 70-летия Великой Победы, что само по себе стало героическим поступком и мужественным решением команды постановщиков.
Режиссерскую концепцию осуществил Иркин Габитов; художник-постановщик – Петр Окунев; художник по свету – Егор Карташов.
Иркин Габитов поделился мыслями о сложной судьбе произведения, пережившего 60 лет забвения:
«Опера Прокофьева была нашей музыкальной интеллигенцией и идеологическим сектором забракована. Якобы здесь показывают оторванные ноги, несчастных людей, живущих в землянке, а для Прокофьева это было самым главным. Думаю, что эта опера была самой сложной для постановки.»
Нынешнюю постановку воссоздали по архивным материалам Прокофьева, максимально сохранив авторский замысел. И в этом несомненная заслуга музыкального руководителя спектакля – Антона Лубченко.
Оперу Прокофьева “Повесть о настоящем человеке” восстановили по архивным материалам
Антон Лубченко:
«Для нас было важнейшим шагом представить этот яркий спектакль на новой сцене Мариинского театра, обладающей бездной технических возможностей, в первую очередь проекций, на которых завязана наша постановка. Здесь спектакль больше от этого выиграл, чем во Владивостоке. С режиссером Иркином Габитовым мы специально, для показа в Санкт-Петербурге внесли еще кое-какие дополнения, рассчитывая на возможности Второй сцены Мариинки.
Касаемо музыкальной стороны оперы, я должен сказать о том, что рукописной партитуры Прокофьева вообще не существует, сохранились лишь авторские дирекционы, которые он писал с более-менее подробными разметками для Павла Ламма, который собственно и выполнил окончательную редакцию оркестровки оперы. Мне кажется, не во всех случаях это было сделано удачно, в том числе и рациональное использование оркестра.
Скажем, если сравнить партитуры раннего Прокофьева, до 1936 года с его поздними работами, можно заметить, насколько они, с точки зрения оркестровки, более лапидарно и «кустарно» написаны. Это касается и Третьей симфонии, которую мы также включили в программу наших гастролей. Насколько до мельчайших подробностей композитор выписывает штрихи, аппликатуру, соответствующие выразительной оркестровке самого произведения.
Когда я выполнял оркестровую редакцию «Повести о настоящем человеке» по разметкам Прокофьева, то пытался сверить приблизительно схожие места в других сочинениях композитора, более ранних, пытался больше приблизить это к авторскому замыслу.
Кроме того, в 1960-е годы в постановке Эрмлера было допущено достаточно немалое количество купюр, исключили почти половину оперы. Это произведение многим не давало покоя. Разные режиссеры-постановщики и дирижеры пытались что-то предпринять с ним, но вот как-то все время не получалось. Не всех интересовал авторский музыкальный текст самого Прокофьева.
Я считаю, что с музыкальной точки зрения опера «Повесть о настоящем человеке» ничуть не уступает по материалу, драматургии и либретто всем остальным оперным творениям Прокофьева. В этой опере уникальная драматургия, имеющая множество параллелей с кинодраматургией, в частности с творчеством Сергея Эйзенштейна, с которым Прокофьеву посчастливилось работать.
Я очень благодарен маэстро Гергиеву за то, что он пригласил коллектив Приморского театра в Санкт-Петербург именно с этой могучей оперой Сергея Прокофьева. Сегодня, спустя 67 лет после неудачной генеральной репетиции оперы, эта музыка снова вернулась в Мариинский театр.
Мне бы очень хотелось, чтобы у музыки композитора было такое «захватническое шествие» по всем залам мира. Лично я являюсь истинным фанатом музыки Прокофьева. При всей неукротимой энергии Валерия Гергиева, который невероятно много играет его произведений по всему миру, музыка композитора должна непрерывно звучать как в России, так и за ее пределами».
Добавлю, что постановка «Повести о настоящем человеке» удачно вписалась в масштабное пространство интерьеров Новой сцены Мариинского театра.
Отмечу выразительную игру оркестра Приморского театра оперы и балета. Музыканты чутко реагировали на жесты и мимику харизматичного дирижера, предельно соблюдая авторские указания в партитуре. Да и сам контакт с солистами был превосходен. Чего стоит одна только сложнейшая партия главного героя Алексея Маресьева, образ которого блестяще воплотил на сцене солист Мариинского театра Владимир Мороз.
Владимир Мороз:
«Опера просто гениальна, она потрясает своими качествами и силой характеров. Я рад, что наконец-то восторжествовала историческая справедливость – опера вернулась к нам. Этот опальный труд Прокофьева должен быть доступен слушателю. «Повесть о настоящем человеке» ни в чем не уступает другим прокофьевским драмам, таким как «Война и мир», или «Семен Котко».
Я был безумно счастлив, когда меня утвердили на роль летчика Алексея Мересьева. По своей сложности она беспрецедентна и по нагрузке ложится не только на голос, но и на душу и на сердце. Здесь надо обладать яркой актерской игрой, граничащей на пределе человеческих возможностей. И князь Андрей в «Войне и мире», и Алексей Мересьев в «Повести о настоящем человеке» – защитники отечества и это святое дело»!
В других ролях были заняты ведущие солисты Приморской труппы: Алексей Костюк, Евгений Плеханов, Татьяна Макарчук, Сергей Плешивцев и другие. В партии Ольги, невесты Алексея Маресьева выступила солистка Государственного академического Большого театра России Анастасия Кикоть.
На следующий день в Концертном зале Мариинки состоялся симфонический концерт с участием оркестра Приморского театра оперы и балета под управлением Антона Лубченко. Гостьей вечера стала солистка Московской государственной филармонии, участник состава Совета по культуре и искусству при Президенте России Екатерина Мечетина (фортепиано). В ее исполнении прозвучала Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова.
Открыли же вечер оркестровые сочинения Петра Ильича Чайковского: симфоническая баллада «Воевода», соч.78, основанное на одноименном стихотворении А. С. Пушкина, вольного перевода баллады Адама Мицкевича «Дозор» и оркестровая фантазия «Буря», соч. 18, вдохновленное образами трагедии Шекспира. Оркестр под управлением Антона Лубченко звучал напряженно, с присущей долей драматизма и экспрессии.
Второе отделение продолжила Третья симфония Сергея Прокофьева, основанная на материале символистской музыкальной драмы «Огненный ангел» (по роману Валерия Брюсова).
Невероятный уровень новаторства, с которым Прокофьев подходил к написанию музыки в средний период своего творчества, еще до возвращения в Советский Союз, остался беспрецедентным в музыкальной истории. Антон Лубченко добился от оркестра невероятной стихийной мощи, ослепительного блеска и непосредственного звучания, которыми так богата эта театральная партитура.
Публика восторженно встречала приморских музыкантов. В качестве биса прозвучала «Последняя песня», соч. 89 Антона Лубченко. Исповедальная манера исполнения соответствовала мрачным настроениям опуса, посвященного памяти жертв бесланской трагедии.
Виктор Александров, Санкт-Петербург, ClassicalMusicNews.Ru