Одним из первых концертный сезон в столице открыл зал «Зарядье»: 4 сентября 2024 года на его сцене пели Ильдар Абдразаков и Рамон Варгас в сопровождении Московского государственного симфонического оркестра под управлением Ивана Рудина.
Ильдар Абдразаков – признанный кумир. Не будет преувеличением сказать, что на нашем музыкально-театральном олимпе он занял место, десятилетиями принадлежавшее сверхпопулярному по меркам классической музыки Дмитрию Хворостовскому.
Абдразаков – другой: не баритон, а бас, пленяет не славянско-сибирской харизмой, а, скорее, легким налетом ориентальной мужественности, но в чем-то они похожи – и по масштабу дарования, и по размаху деятельности, и по признанию в России и мире.
Рамон Варгас – давний друг и частый гость в нашей стране. Знаменитому певцу 64, для высокого мужского голоса это немало, его карьера сегодня не так интенсивна, как в еще относительно недавнем прошлом.
На первых исполненных им номерах в «Зарядье» могло показаться, что блеск артиста, увы, померк – во фрагментах из «Фауста» Гуно и арии Вертера было ощущение, что голос певца уже не так мощен и звонок, звучит беднее по краскам, экономнее, нет той пленительной южной неги, что присутствовала раньше и которой вообще блещут романские исполнители – итальянцы, испанцы, латиноамериканцы.
Рамон Варгас: «Для меня честь разделить Новый год с русской публикой»
Но первое впечатление оказалось обманчивым – возможно, певец просто пристраивался к залу и партнерам. В пятом номере программы, после оркестрового интермеццо из «Сельской чести», – арии Рудольфа из «Луизы Миллер» Варгас взял всем и по-настоящему засиял: это спето было и ярко, и мастерски, а еще очень сердечно, с невероятной по убедительности экспрессией.
В дальнейшем столь же прекрасными оказались его Хозе и Неморино, Каварадосси и Надир. Чуть менее интересным предстал Дон Оттавио: после многих лет эксплуатации лирического инструмента певца на достаточно драматическом репертуаре его Моцарт не так легок, пластичен и стилистически точен, как когда-то.
Однако в лирико-драматическом репертуаре мейнстримного для оперы XIX века Варгас по-прежнему очарователен – верх стабилен, середина красива, голосоведение отличается благородством и мастерством фразировки, отсутствием регистровых швов, то есть действительно хорошей школой. Плюс художественное решение образов – это пение способно по-настоящему захватить искренностью и выразительностью.
Спетый на бис Ленский на приемлемом, если не сказать хорошем русском языке и с явно чутким и глубоким пониманием смысла исполняемого, положил зал на обе лопатки: заслуженная овация была нескончаемой!..
Не только Борис Годунов: Ильдар Абдразаков исполнил песни Мусоргского
Об Абдразакове говорить в деликатных тонах и подавно еще слишком рано: бас молод (ему нет и пятидесяти), его голос находится в отличной форме – богатый тембр, мощное звучание, роскошные золотые середина и верх диапазона, а кроме того – пение эмоционально захватывающее, разнообразное по нюансам и интонации.
Лишь нижний регистр баса-кантанте не так убеждает – а певец, тем не менее, любит «побасить» по-настоящему, что отнюдь не всегда удавалось сделать хорошо. Ильдар Абдразаков всю жизнь поет в основном западную оперу, где преимущественно нет экстремальных задач для нижнего регистра у басов, в отличие от русской оперы, а в национальном репертуаре чаще предпочитает партии для драматического баритона, что вполне оправданно и разумно. На концерте же ему захотелось «спуститься пониже», и оттого в, казалось бы, простой песне «Вдоль по Питерской» его прекрасный инструмент слушался наиболее проблемно.
За исключением этой вещи и россиниевской Funiculi (оба номера – на бис) вся остальная программа концерта была сугубо оперной и в основном популярной. Прозвучали фрагменты из опер «Фауст», «Вертер», «Сельская честь». «Луиза Миллер», «Дон Карлос», «Кармен», «Севильский цирюльник», «Дон Жуан», «Любовный напиток», «Тоска». «Искатели жемчуга», «Евгений Онегин».
Иван Рудин займет пост гендиректора концертного зала “Зарядье”
Относительным раритетом можно назвать лишь одну оркестровую пьесу – Венгерский марш из «Осуждения Фауста» Берлиоза, исполненный оркестром задорно, но небезупречно.
Для концерта-презентации сезона набор произведений вполне нормальный. Нужен был праздник, а его лучше всего делать на материале, который публика хорошо знает и безусловно и заслуженно любит. Музыканты сумели создать правильное настроение – и высоким мастерством, и вкусом (легкий флирт с залом не переходил границ), и хорошим взаимодействием друг с другом: Варгас и Абдразаков потрясающе ансамблировали, изрядно порадовав дуэтами.
Александр Матусевич, “Играем с начала”