Известный дирижер Инго Метцмахер выступил с Немецким симфоническим оркестром Берлина на главной музыкальной сцене немецкой столицы.
Один из главных концертов Немецкого симфонического оркестра (Deutsches Symphonie-Orchester Berlin) состоялся в феврале на сцене Берлинской филармонии.
Монографическую программу, составленную из сочинений польских композиторов, основоположников польской музыкальной культуры XX столетия, представил публике выдающийся немецкий дирижер Инго Метцмахер, страстный и неутомимый пропагандист современной музыки.
Не так давно в Гамбурге им была проведена серия лекций-концертов «Кто боится музыки ХХ века?», а в 2005-м году в продолжение темы была издана собственная книга под названием «Никакого страха перед новыми звуками».
С середины 1990-х Инго Метцмахер был главным приглашенным дирижером Бамбергского симфонического оркестра, затем возглавил Гамбургскую оперу и филармонический оркестр. Примерно в то же время он интенсивно сотрудничал с Нидерландской оперой Амстердама, а с 2007 года сменил Кента Нагано во главе Немецкого симфонического оркестра Берлина. С этим замечательным оркестром Инго Метцмахер провел массу интересных концертов, осуществил ряд примечательных записей, удостоенных престижных наград в области звукозаписи.
Нынешняя программа была посвящена творчеству польских композиторов прошлого столетия.
Инго Метцмахер:
«Я выбрал программу из сочинений Шимановского и Лютославского, потому что она является примером польского авангарда, его развития и международного влияния.
Четвертую симфонию Лютославского я нахожу интересной, благодаря особенной связи между авангардом и классицизмом. Там есть пассажи, которые музыканты играют в произвольной форме, я даю только исходный импульс.
Нотация Лютославского с первого момента показывает, что речь идет о камерно-концертном сочинении. Здесь для композитора были важны ясные формы, размеры и пропорции. Это является чертой его классицизма, отнюдь не подражанием старым формам. Лютославский принимал участие в разных течениях современной музыки, что непосредственно откладывало особенный отпечаток на создание его собственных произведений»
В первом отделении наряду с концертной увертюрой для оркестра Кароля Шимановского прозвучали: Четвертая симфония и Траурная музыка для струнных Витольда Лютославского. Произведение, посвященное памяти Белы Бартока, поражает своим глубоким размахом и трагической обреченностью, что особенно ощущалось в игре оркестра, благодаря его плотной фактуре звучания.
Интерпретацию Инго Метцмахера отличали: глубина мысли, предельная концентрация внимания на сложнейших деталях партитуры и цельность формы.
Полифонический стиль письма Четвертой симфонии Лютославского отличается структурной и эмоциональной независимостью, организацию такой музыкальной ткани сам композитор считал «многособытийной».
Центральным событием вечера стало исполнение оратории Кароля Шимановского Stabat Mater для солистов, хора и оркестра, соч. 53. Композитор интерпретировал литургический текст по-польски, подчеркивая индивидуальную принадлежность своей национальности. Шимановский признавал музыку своего сочинения религиозной, но не официозно литургической и далекой от всего земного. Путь к истокам старинной музыки лежал через обращение к польскому прошлому (сплав хоральных монодий и польских духовных песен).
Вместе с хором Берлинского радио и Немецким симфоническим оркестром под управлением Инго Метцмахера в исполнении Stabat Mater Кароля Шимановского участвовали превосходные польские вокалисты: Александра Кужак (сопрано), Ева Волак (альт) и Томаш Конечны (бас-баритон).
***********
Добавлю, что во второй половине марта состоятся европейские гастроли Немецкого симфонического оркестра под управлением его главного дирижера Тугана Сохиева. Оркестр услышат жители Словении, Австрии, Франции, Нидерландов и Западной Германии.
Виктор Александров (Берлин, Германия), ClassicalMusicNews.Ru