Скрипач и дирижер Владимир Спиваков дарит свой талант тем, кто больше всех нуждается в защите – детям. И с его помощью ведет культурный диалог – в прямом смысле этого слова.
“Мне всегда казалось, что единственный способ сохранить человечность – это культура”,
– говорит Владимир Спиваков, устраиваясь, наконец, поудобнее в кожаном кресле. Маэстро безупречен: он ведет себя расслабленно, но без тени небрежности. Его директорский кабинет в Московском международном доме музыки под стать своему сдержанному, элегантному и утонченному хозяину.
Накануне Спиваков дирижировал на последнем в этом сезоне концерте Молодежного симфонического оркестра, в котором играют молодые таланты со всего постсоветского пространства и который в течение года гастролировал по столицам стран СНГ – от Москвы до Ашхабада, – а также выступал в Нью-Йорке и Париже.
“На сцене у нас не было переводчика. Мы все говорили на одном языке – на языке музыки”.
Низким звучным голосом маэстро рассказывает о том, как радостно было смотреть на азербайджанских и армянских детей, которые вместе сидели за одним столом и танцевали на одной сцене. Сам Спиваков не был в Азербайджане со времен армянских погромов 1988 года в Баку и Сунгаите (“Дело в том, что моя жена – армянка”, – извиняется он за свое столь долгое отсутствие).
“Этот проект важен тем, что несет в себе объединяющее начало. Нынешняя обстановка не всегда способствует диалогу, но собирая вместе детей из Казахстана, Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана, Армении, Украины и Грузии, мы начинаем понимать, что пришло время строить будущее вместе. Успех нашего проекта доказывает, что культурное пространство нельзя раздробить”.
В 2006 г. Спивакову было присвоено звание “Артист мира ЮНЕСКО” – его знают и ценят не только за его талант скрипача и дирижера, но и за благотворительную деятельность и личное участие в особенно дорогих его сердцу проектах.
С 1994 г. Международный благотворительный фонд Спивакова помогает детям – стипендиями, инструментами, лечением, выставками и концертами. Благодаря фонду уже более 10 000 детей получили поддержку, опеку, “путевку в творческую жизнь” или просто услышали в свой адрес доброе слово.
“Это самое великое дело в моей жизни”,
– без ложной скромности признается Спиваков. Щедрость, которую так ценят все, кто видел ее вблизи или издалека, проявляется и в определении, которое он дает своей профессии.
“Оркестр – это единство множества, – цитирует он Марину Цветаеву. – Но главное – это способность поддерживать друг друга и скрывать недостатки своего соседа”.
Парадоксально, что “человек-оркестр” Владимир Спиваков – это еще и скрипач-виртуоз, и большой любитель одиночества:
“Одиночество необходимо музыканту, и музыка дает защиту от публичной жизни”.
Однако он столь же уверенно чувствует себя и за дирижерским пультом, и в роли организатора крупных фестивалей. И никогда не отказывается от творческого сотрудничества со своими гениальными друзьями.
В частности, новый сезон в Международном доме музыки откроется предпремьерным показом музыкального анимационного фильма “Гадкий утенок”.
“Когда Гарри Бардин пришел ко мне с этим проектом, я увидел в нем выдающегося артиста, влюбленного в свое произведение еще до его рождения – он уже тогда чувствовал его малейшее дыхание, – и большого ребенка”.
Спиваков немедленно согласился озвучить полнометражный фильм, записав для него вместе с Национальным филармоническим оркестром аранжировки балетов Чайковского “Лебединое озеро” и “Щелкунчик”.
“Фильм в стиле Чаплина, но на русском материале. Басня, которая обличает нетерпимость к иному, непохожему, и воспевает внутреннюю красоту”,
– так описывает маэстро это прочтение сказки Ганса Христиана Андерсена, умело переплетенной с повестью Оруэлла “Скотный двор”. А когда Бардин пригласил его озвучить злобного Петуха, который выстраивает весь птичий двор на ежедневный парад, Спиваков и сам перенесся в детство. Его глаза до сих пор лучатся смехом при воспоминании об этом проекте.
Владимир Спиваков недавно отпраздновал свое 66-летие, и его переполняют новые идеи. Он зачитывает бесконечный перечень запланированных концертов в разных уголках земного шара и заявляет, что такой темп жизни он не променял бы ни на какой другой.
В будущем году состоятся гастроли Национального филармонического оркестра в Америке, а также ставшие уже традиционными московский фестиваль “Владимир Спиваков приглашает…” и Музыкальный фестиваль в Кольмаре (на юге Франции), который маэстро проводит каждое лето, начиная с 1989 года. И, конечно, он должен провести целый ряд концертов со своим камерным оркестром “Виртуозы Москвы” и приехать на дни рождения дочерей, которые живут в Париже. Как все успеть?
“Я мало сплю и всегда работаю в самолете. Лучшие идеи посещают меня в воздухе”.
Вероника Дорман, “Российская газета”