«Перикола» – впервые в Большом. 20 июня 2019 года на Камерной сцене имени Бориса Покровского – премьера оперы-буфф Жака Оффенбаха.
Ее называют одним из самых лирических произведений композитора. Первыми спектакль увидели журналисты.
Постановщики спектакля так и не сошлись во мнении, что же в итоге получилось – опера или оперетта.
Режиссер Филипп Григорьян работал по законам веселого жанра и даже пошел на хитрость:
«Очень хотелось вас всех обмануть, сделать вам веселую оперетту. Клубнику с иголкой внутри».
Сергей Байков исполнитель партии вице-короля Перу думает иначе:
«На мой взгляд это опера, потому что режиссер и мы, помогавшие, не старались публику рассмешить».
Но Жак Оффенбах, написавший «Периколу» 150 лет назад, называл ее оперой-буфф, что значит комичная. И был не прочь посмешить публику. Поэтому артисты много шутят и хулиганят.
Текст с французского перевели на русский. Адаптировали к нашему времени, современные костюмы. Столица Перу Лима, где происходит действие, больше похожа на карнавальную Москву, чем на испанскую колонию. Никакой политической сатиры, на которой акцентировали внимание первые постановщики, включая Немировича-Данченко в 1920. Здесь веселая история влюбленной пары уличных певцов.
«Хочется поддать газку, газануть хочется, а уже на дворе XIX век. Это уже не стреляет, когда поддаешь. А надо интеллигентно»,
– говорит певица Александра Наношкина.
Перикола была одной из любимых героинь Любови Орловой, Клавдии Шульженко, Елены Образцовой. В этой постановке роль доверили студентке третьего курса ГИТИСа Ульяне Бирюковой.
У героини был реальный прототип – перуанка Мария Микаэла Уртадо, возлюбленная вице-короля Перу. Актриса и меценат. Ульяна Бирюкова считает ее настоящей эмансипе:
«Она проявляет любовь сразу к двум мужчинам. В этом выражается женская эмансипация».
Впрочем, каждый может увидеть здесь что-то свое. Но очевидно, что в афише Камерной сцены Большого появилась еще одна история с хэппи-эндом.
Елена Ворошилова, Новости культуры