Владимир Федосеев недавно отметил грандиозным фестивалем свое 75-летие, а впереди еще один юбилей.
50 лет назад началась творческая деятельность маэстро, отсчет которой он ведет от 1957 года, когда получил диплом Гнесинского музыкально-педагогического института (ныне Академия музыки).
Два года спустя Федосеев уже стал – впервые в жизни – художественным руководителем и главным дирижером оркестра (тогда – народных инструментов).
Сегодня он по-прежнему бессменный худрук и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени Чайковского, первый приглашенный дирижер оркестра Токийской филармонии.
Праздничную дату Владимир Федосеев отмечает концертом с хором Wiener Singverein, основанным 150 лет назад. Старейший венский хор когда-то участвовал в премьерах опусов Брамса, Брукнера, Малера. В России никогда не бывал, хотя с Федосеевым сотрудничал. Певчие хора – представители разных профессий, то есть коллектив любительский.
Но не каждая столица может похвастаться любительским хором такого уровня, способным достойно исполнить, к примеру, Торжественную мессу Бетховена, которая прозвучит в исполнении Большого симфонического оркестра и Wiener Singverein 20 октября в Большом зале консерватории. Сольные партии исполнят Красимира Стоянова (Австрия), Ивонн Неф (Швейцария), Герберт Липперт (Австрия) и Роберто Скандьюцци (Италия).
Владимир Федосеев говорит о Торжественной мессе как о “парении человека в мире, во Вселенной”: “Это молитва Богу, просьба всего человечества простить ему грехи”.
Один из самых оригинальных проектов Владимира Федосеева – концерт 26 октября в БЗК: музыкально-литературное действо “Война и мир” по роману Л. Н. Толстого.
Литературно-музыкальные композиции – жанр на современной концертной сцене чрезвычайно редкий, если не сказать уникальный. Он существует в основном усилиями БСО и его главного дирижера. В своих композициях он создает своеобразный диалог оперы и литературного “первоисточника”, симфонического оркестра и драматического актера.
“Пиковая дама” и “Евгений Онегин” Чайковского с Аллой Демидовой, рахманиновский “Алеко” с Эдуардом Марцевичем, “Иван Грозный” Прокофьева, “Подросток” Бориса Чайковского, теперь – Толстой. Опера С. Прокофьева “Война и мир” представлена только знаменитым Вальсом, который вместе с Увертюрой Чайковского “1812 год” прочерчивает музыкальную линию истории Болконских и Ростовых.
Символическим “эквивалентом” судеб двух титанов – Наполеона и Кутузова – стала Третья симфония Бетховена. Слово Толстого, режиссура Петра Фоменко, драматические этюды Михаила Филиппова (Театр им. В. Маяковского) и Дарьи Мороз (МХТ) плюс творческая воля Владимира Федосеева рождают исключительно сильный художественный эффект.
Эта композиция, награжденная “Золотым ангелом” Эдинбургского театрального фестиваля и с огромным успехом исполненная в августе на Фестивале российского искусства в Каннах, – одно из крупных событий 2007 года, объявленного Годом русского языка.
Т.Д. “Московские новости”