Сентябрь оказался удобным месяцем для осуществления серьезных планов Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова. В то время как другие коллективы сотрясались кадровыми и иными проблемами, Госоркестр решительно и твердо следовал тем традициям, которые давно укоренились в его практике.
Говоря о сентябре – дело даже не в количестве концертов (а их было проведено ни много ни мало семь (!), включая выездные в Клину и Ярославле), а в их наполнении. Открывался сезон 2 сентября в Клину – традиционным посвящением в профессию студентов-первокурсников Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (знаменитой «Мерзляковки»).
Происходит это днем, в 14 часов, оставляя свободным вечер, когда для жителей Клина дается ещё один общедоступный концерт.
Напомним читателям, что традиция ежегодного посвящения в студенты была заложена ещё в начале 80-х. И не как-нибудь формально – каждый год в начале сентября в подмосковный Клин, в Дом-музей Петра Ильича Чайковского, на автобусах отправлялись первокурсники, их классные руководители, «концертная бригада», составленная из старших учащихся, и представители администрации. Там проходили торжественное вручение студенческих билетов, затем концерт, а старшекурсники проводили для своих младших товарищей подробную экскурсию по одному из лучших мемориальных музеев России.
Как всё в нашей истории, традиция имела досадный перерыв, но в 2012 году, по инициативе бывшего студента училища, всемирно известного дирижёра Владимира Юровского, возродилась в расширенном виде. Тогда впервые за историю церемонии в ней принял участие Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, принявший на себя всю творческую и финансовую нагрузку. Лучшего для продолжения придумать невозможно!
Затем, 6 сентября – концерт-посвящение Евгению Светланову, в котором центральное место заняли, конечно же, «Колокола» Рахманинова в замечательном творческом контакте с Большим академическим хором «Мастера хорового пения». Не преминем перечислить и других участников события: Альбина Шагимуратова (сопрано), Михаил Агафонов (тенор), Сергей Лейферкус (баритон). Дирижировал Дмитрий Юровский.
Здесь таится важный эмблематический момент. Во-первых, для Е. Ф. Светланова это было знаковое произведение. Играл он его многократно, и трактовку его нельзя не назвать проникновенной. В частности, он дирижировал «Колоколами» на последнем в своей жизни концерте в Лондоне в 2002 году. И одним из солистов там тоже был Сергей Лейферкус.
Сравнительно недавно «Колоколами» дирижировал Владимир Юровский в бытность худруком Госоркестра, и происходило это тоже на концерте памяти Светланова.
Наконец – ещё одно немаловажное соображение. Попробуем оценить не слишком бросающуюся в глаза значимость момента. Печально признавать, что обстоятельствами сложившейся на сегодня концертной жизни восприятие Рахманинова сузилось до двух его произведений – Второго и Третьего концертов. Возникла даже когорта пианистов, годами играющих только их, причем десятые или даже сотые исполнения этих бесспорно гениальных и хорошо воспринимаемых публикой концертов подаются как едва ли не творческое открытие. «За скобками» оказываются многие и многие творения русского гения. А ведь «Колокола» (поэма для солистов, хора и оркестра ор. 35, как она озаглавлена автором), помимо собственных замечательных достоинств, помимо ясно выраженной и важной для всего творчества Рахманинова темы судьбы, знаменуют собой начало самого, быть может, вдохновенного периода, подлинного взлета рахманиновского гения!
Одновременно им создаётся величественная Вторая фортепианная соната, именно первая её замечательная редакция, почти забытая пианистами! Вслед за этим появляется «Всенощное бдение», справедливо считающееся вершиной русской духовной музыки! И наконец, после цикла романсов ор. 38 – знаменитые Этюды-картины ор. 39, последнее, что создано композитором перед отъездом из России навсегда.
И вот теперь, благодарение оркестру, «Колокола» возвращены в концертный обиход, и есть надежда, что в связи с грядущим юбилеем композитора – поэма прозвучит и будет услышана ещё не раз.
Отметим разнообразие концертных программ, среди которых должны быть упомянуты Реквием Моцарта в Соборе Святых Петра и Павла и даже такая сверхредкая гостья на концертном небосводе, как Вторая симония Чайковского, прозвучавшая в Клину. И наконец, месяц завершился своего рода апофеозом – французской программой, которую 28 сентября блистательно провел в зале «Зарядье» Дмитрий Юровский: Форе, Пуленк, Дебюсси, Равель.
Вдаваться в подробности хочется именно отсюда – с последнего концерта. В нем было все, что греет душу преданного слушателя: музыка необыкновенной красоты, краткое – подчеркнем, краткое и очень дельное вступительное слово дирижера, прекрасное и слиянное с хором звучание оркестра, и, наконец, солирующая партия сопрано Любови Петровой в «Глории» Пуленка, восхитившей прекрасным вокалом.
Мы узнали, что музыка «Пеллеаса и Мелизанды» Форе, которую мы считали неизвестной, давно звучит для нас в балете Баланчина «Драгоценности». Мы услышали эти прекрасные фрагменты (в сюите шесть частей), и удивительное дело – музыка показалась нам лаконичной и сдержанной, ни длиннот, ни провисаний, и это, безусловно, тоже заслуга дирижера Дмитрия Юровского, деликатно и ненавязчиво распоряжающегося всеми ресурсами немаленького оркестра.
И все эти замечательные качества перекочевали в едва ли не центральный номер программы – пространную и изысканно-яркую сюиту Дебюсси из музыки к мистерии Габриэля д’Аннунцио «Мученичество святого Себастьяна». Из огромного полотна была извлечена четырехчастная сюита (такова укоренившаяся практика её концертного исполнения) – и благодарные слушатели смогли соприкоснуться с всесильным великолепием оркестрового буйства главного французского импрессиониста.
В заключение концерта, словно почувствовав некоторую нехватку мышечной активности, дирижер как бы отпустил вожжи – и завершающий программу Вальс Равеля вернул слушателей в царство земных радостей и полнокровного переживания! Могучая и яркая интерпретация позволила зримо ощутить почти неограниченные возможности оркестра – словом, эмоции переполняли всех!
При этом, отметим особо, звучание оркестра было слаженным и монолитным – что особенно ярко почувствовалось в сравнении с другой программой, где исполнялись Виолончельный концерт Дворжака и симфония «Манфред» Чайковского (17 сентября, Концертный зал им. Чайковского.) Солировал Александр Рудин, дирижировал Александр Лазарев.
Мы попали не просто в мир другой музыки – сам мир оркестра показался совершенно иным. И это неудивительно: Лазарев – дирижер позитивного творческого настроя, он всегда энергичен и способен легко «разогнать» оркестр до нужных градаций форте. При этом – не только громы и молнии: Чайковский и Дворжак предстали композиторами разных полюсов. Мощь и экспрессия «Манфреда» (особо отметим высокий драматизм, достигнутый в трагической коде симфонии!) как бы растворились в нежной лирике Виолончельного концерта.
Состязание виолончели с оркестром вообще предполагает компромиссы, предъявляя высокие требования к ансамблю, к взаимодействию лирического по самой природе звучания виолончели с громадой симфонического оркестра. И это не осталось незамеченным: в ткани Концерта засверкали те моменты, где виолончель перекликается с флейтами и гобоями – в тех местах, где Дворжак цитирует собственные лирические песни, создавая в симфоническом произведении необходимую звуковую перспективу…
Прощаемся с ушедшим сентябрем, возвращаемся к новой жизни оркестра. Наступивший октябрь сулит немало интересных встреч, из которых хочется выделить пятницу 21 октября. В зале «Зарядье» прозвучат два нетленных шедевра минувшего века – «Весна священная» Стравинского и потрясающий Первый скрипичный концерт Шостаковича. Там есть удивительная третья часть – Пассакалья, которая, как бы в традиции барокко, завершается огромной каденцией, порученной одиноко звучащей скрипке. Хотите заглянуть в бездну? Тогда идите и слушайте! Солировать на скрипке будет Вадим Репин. Ещё один серьезный повод, чтобы пойти на этот концерт!
Александр Церетели