В Большом театре праздник. 175-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского решили отметить одним из любимых сочинений композитора «Орлеанская дева».
В Большом эта опера ставилась всего однажды – режиссером Борисом Покровским. На этот раз «Орлеанскую деву» зрители услышали в концертном исполнении. За дирижерский пульт в театре впервые встал Туган Сохиев.
Туган Сохиев в этот день в центре внимания – окружен журналистами, фотографами, помощниками. У главного дирижера Большого дебют.
Эмоции скрыть не получается – полгода в должности. Знакомство с хором, оркестром и труппой еще в процессе, но запланированная «Орлеанская дева» уже на исторической сцене.
«Массовая опера и сама история “Жанна д’Арк”. Мне кажется, не надо никому объяснять и рассказывать об этом историческом персонаже. Французский сюжет и та драматургия, которая у Чайковского есть, она настолько интересна! Опера очень редко исполняется. Она, мне кажется, не заслуженно забыта, ее нужно исполнять»,
– говорит главный дирижер – музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев.
В этом концертном исполнении объединены практически все музыкальные силы Большого – только в хоре 120 человек. Но основной задачей постановщиков было найти исполнителей главных партий. В этой опере к ним особые требования. Маквала Касрашвили об этом точно знает – исполняла партию Иоанны 20 лет назад.
«Эта опера очень сложная, исполняется очень редко, потому что трудно найти исполнителей, потому что все партии написаны очень сложно, и я бы сказала, что партия Иоанны – одна из самых сложнейших в оперном репертуаре»,
– рассказывает управляющая творческими коллективами оперной труппы Большого театра, народная артистка СССР Маквала Касрашвили.
Сам Чайковский не мог найти подходящий голос для орлеанской девы: слишком низкий для сопрано и чересчур высокий для меццо. На этот раз Иоанной стала дебютантка Анна Смирнова.
Легкий акцент Анны – напоминание о 8 годах жизни в Германии и вердиевском репертуаре – всегда поет на итальянском, обожает «Аиду». В Большом мечтала выступить еще с консерватории, откуда ушла на втором курсе, переехав в Цюрих.
«Она драматургически для меня намного сложнее, чем оперы итальянских композиторов, потому что во-первых, я пою на своем родном языке, и каждое слово я чувствую в десятки раз сильнее, чем я пою на иностранном языке»,
– поясняет певица Анна Смирнова.
Впервые поющую на русском Анну поддерживает Петр Мигунов. Правда, для него это концертное исполнение – без костюмов и декораций тоже почти испытание.
«Конечно, это сложнее, потому что мы как голые на сцене, всегда, когда исполняешь полноценные постановки, тебе помогает твой сценический образ, костюм, декорации – это все особое воздействие на публику. Здесь мы полагаемся только на мастерство вокальное и музыкальное»,
– говорит заслуженный артист России, певец Петр Мигунов.
Переродится ли эта постановка в настоящую сценическую – одна из главных интриг сезона. Говорят, все будет зависеть от реакции зрителей.