• Skip to content
  • Skip to secondary menu
  • Skip to primary sidebar
  • Skip to secondary sidebar
  • Skip to footer

ClassicalMusicNews.Ru

Новости академической музыки

  • Новости
    • Поток новостей
  • События
    • Анонсы
    • Репортажи
  • Интервью
  • Публикации
    • Знаменательные даты
    • Страницы календаря Андрея Тихомирова
    • Юмор и курьезы
    • Индустрия звукозаписи
    • Ссылки
    • Исаак Стерн
    • Колонка Александра Курмачева
  • Видео
    • Сумерки богов
  • Тесты
  • Спецпроекты
    • XVI Международный конкурс имени Чайковского
    • Всероссийский музыкальный конкурс
    • “Вселенная – Светланов!” – текстовый онлайн
    • Конкурс имени Евгения Светланова
    • Grand piano competition
      • Grand piano competition текстовый онлайн
    • Конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко
    • XV Международный конкурс имени Чайковского
  • О нас
    • E-mail рассылки
    • Бриф для пиарщиков
    • Рекламодателям
    • Как связаться с ClassicalMusicNews.Ru
    • Правила размещения и использования материалов и информации
    • О персональных данных пользователей
Главная » Репортажи » Оркестр musicAeterna представил типичного и нетипичного Чайковского

Оркестр musicAeterna представил типичного и нетипичного Чайковского

11.02.2019 1 комментарий

Патриция Копачинская и Теодор Курентзис
Патриция Копачинская и Теодор Курентзис

Скрипачка Патриция Копачинская добавила хулиганства в концерт Теодора Курентзиса.

Теодор Курентзис и его подопечные привезли в столицу программу из произведений Чайковского. Такой марафон из музыки Петра Ильича – своего рода генеральная репетиция перед масштабными гастролями пермяков в Японию. Впрочем, акцент на творчестве Чайковского продиктован не столько планами оркестра, сколько личным отношением маэстро к его музыке.

Курентзис говорит, что Чайковский для него –

«композитор, которого никогда не узнаешь и каждый раз будешь знакомиться с ним впервые».

В Москве дирижер предложил публике проделать этот опыт на примере Скрипичного концерта, увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и симфонической поэмы «Франческа да Римини».

Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, открывший вечер, готовил немало интересного. Во многом уже потому, что здесь солировала любимица московской публики Патриция Копачинская, которая в 2016 году записала с пермским коллективом этот опус на диск Sony Classical, – причем, несмотря на достаточно вольную трактовку своей исполнительской задачи, сыграла все точно по факсимиле композитора.

В этот раз «дерзости» оказалось, пожалуй, многовато: сольная партия предстала не просто свободно и с большой степенью агогики (агогика – небольшие отклонения от темпа и метра, подчиненные целям художественной выразительности. – «НГ»), а даже импровизационно, будто Чайковский знал, что такое алеаторика (алеаторика – техника композиции в музыке XX–XXI веков, провозглашающая принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнительства – «НГ»). Крайние части – торжество виртуозности и залихватской удали – оказались настоящим полем для экспериментов; средняя вдруг взяла на себя роль интермедии, на которую оглушительно обрушился супербыстрый финал.

Смотреть на это было не менее увлекательно, чем слушать: блестяще-виртуозный опус Чайковского, написанный по канонам классического концерта, превратился в настоящий моноперформанс. Артистка добавила пассажам и фигурациям большую «ложку дегтя» – театральность в виде несвойственных композитору шутливых смен темпа и внезапных остановок (отчего, например, каденция первой части напоминала озвучку мультика «Том и Джерри»). Неоднократно казалось, что Копачинская, эта enfant terrible, решила доказать:  музыка великого русского композитора не лишена настоящего драйва – именно это слово как нельзя лучше характеризует все то, что вытворяла на сцене исполнительница.

На фоне всего действа Теодор Курентзис, оказавшийся на непривычном для него заднем плане, держал штурвал своего оркестра уверенно и четко. Когда зрители наконец успокоились и перестали рукоплескать, Копачинская попыталась оправдаться («Когда я летела сюда, я боялась, что вам не понравится мой Чайковский!»), а потом выдала три номера на бис. «Балладу и танец» Лигети в паре с концертмейстером musicAeterna Афанасием Чупиным, Трио из концерта Мийо с кларнетистом Георгием Мансуровым сменил фрагмент пьесы «Crin» ныне живущего мексиканца Хорхе Санчеса Чионы, при помощи которого Копачинская уже не первый раз веселит публику. Получилось и теперь: возможно, не все поняли, зачем она извлекала из инструмента резкие звучности и одновременно выкрикивала что-то нечленораздельное, но для эффектного завершения ее хулиганского выступления это было то, что нужно.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и симфоническая поэма «Франческа да Римини», занявшие второе отделение вечера, в исполнении пермских гостей показали Чайковского как гениального симфониста. В программных оркестровых фресках Петра Ильича налицо бетховенский драматизм, романтическая экзальтированность, возможно, опережающая Малера, и, конечно же, влияние оперного жанра. Интерпретация Курентзисом партитур Чайковского оказалась достаточно предсказуемой для тех, кто слышал эталонную и восхитившую многих запись Шестой симфонии musicAeterna на вышеупомянутом лейбле. Здесь маэстро пошел по тому же пути, выстроив драматургию на предельных контрастах (прежде всего темпа и динамики), усилив разницу между образными сферами, транслируя публике истории вселенского масштаба.

Детализированное исполнение с участливым вниманием на каждом мотиве, на  каждой интонации не просто навевало ассоциации: в какой-то момент начало казаться, что на сцене – не музыканты и дирижер, а Ромео и Тибальт, которые скрещивают шпаги в дуэли, или тень Франчески, рассказывающей Вергилию о своей печальной любви. Отчаянные вихри пассажей струнных, подхватываемые деревянно-духовыми и медью, исчезали также внезапно, как и появлялись, – Курентзис-режиссер тонко чередовал инструментальные кадры своего фильма, сохраняя колоссальное напряжение даже в лирических, «на разрыв души», темах. Музыка была буквально наэлектризована, конфликт не разрешался до последнего мгновения: от счастья до страдания отделял один лишь звук, пауза, фермата.

Надежда Травина, “Независимая газета”

Почитайте еще:
Конкурс пианистов имени Сергея Прокофьева собрал в Екатеринбурге около 100 молодых талантов
Татьяны и не только будут танцевать на светском балу в Архангельске
Валерий Гергиев переманивает итальянскую звезду
С благословения Патриарха
Валерий Гергиев подумывает об организации фестиваля в Сочи
Посмотреть на то, как шутят рязанские музыканты, собрался полный зал
Московский Пасхальный фестиваль подвел итоги одиннадцатого сезона
В Самаре прошел концерт «На волжской набережной»
«Репетиция оркестра» шла долго и счастливо
В Москве открылся Международный фестиваль современной хореографии Context
Казарновская считает, что поется лучше в Подмосковье
На сцене "Новой оперы" представили спектакль "Три товарища"

Раздел: Репортажи Метки: Афанасий Чупин, Георгий Мансуров, оркестр musicAeterna, Патриция Копачинская, Теодор Курентзис

Ежедневная рассылка

Подпишитесь на наш ежедневный дайджест! Каждое утро вы будете первыми узнавать о самых интересных новостях музыкального мира!

Reader Interactions

Комментарии

  1. Анна говорит

    12.02.2019 at 10:47

    Ванесса Мэй проложила путь, TwoViolins выжали из него максимум, а теперь и все остальные пустились зарабатывать, пока их еще покупают. Спаси, господи, классическую музыку…

    Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Основной сайдбар

Знаменательные даты

Наталия Бессмертнова в заглавной партии в балете "Жизель"

Вспоминая Наталию Бессмертнову

Вспоминает премьер Большого театра Михаил Лавровский, который на протяжении двадцати лет был партнером балерины. Их дуэт с Наталией Бессмертновой в «Жизели» стал легендарной страницей в истории мирового балета.

Александр Чайковский

Александр Чайковский отмечает 70-летие

70-летие отмечает сегодня народный артист России - композитор и педагог Александр Чайковский. Он сочетает в своем творчестве новейшие тенденции с великими традициями классики. Ему подвластны все жанры - от оперы и балета до оперетты и мюзикла, от оратории и симфонии до музыки к кино. Сочинения Чайковского звучат в крупнейших залах…

Оскар Фельцман

Оскар Фельцман родился 95 лет назад

Патриарх отечественной музыки Оскар Фельцман родился 95 лет назад. Оскар Фельцман автор многих популярных эстрадных песен, музыки для кино и мультфильмов. Он известен и как создатель серьёзной классической музыки, в том числе для камерных и симфонических оркестров. В 1950-е в театрах шли постановки на музыку маэстро «Воздушный замок», «Суворочка», «Шумит Средиземное…

Владимир Атлантов

День рождения Владимира Атлантова

Имя Владимира Атлантова ставят в один ряд с лучшими тенорами мира – Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерасом.

Instagram

Больше фотографий!
Подпишитесь на наш Instagram!

Это интересно:


Последние новости

Марина Леонова

Ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова отмечает юбилей

18.02.2019

Марина Леонова, ректор Московской государственной академии хореграфии, 18 февраля 2019 года отмечает юбилей.

Поступление в Московскую консерваторию

18.02.2019

Глава из книги Юрия Елагина “Укрощение искусств”.

"Ростом не вышел". Иллюстрация - арт-агентство "Премьер"

Вокалист не виноват?

18.02.2019

Татарский оперный театр расторгает контракт из-за «маленького» роста певца.

Музыкальная гостиная МАМТа

Почему опера? О дискуссии в Театре Станиславского

18.02.2019

Кто главный в опере, режиссер или дирижер? Может ли опера быть несерьезной? И вообще, почему опера? Этой парой слов и знаком вопроса озаглавили всю встречу теоретиков и практиков оперного театра в Музыкальной гостиной театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. 

Большой зал Московской консерватории, концерт ко 100-летию капеллы. Фото - Александр Гребешков

От Капеллы – Капелле

17.02.2019

В сезоне 2018/2019 Государственная академическая капелла России имени А. А. Юрлова отмечает 100-летие своей официальной истории. Мы попросили артистов хора поделиться своими впечатлениями о работе в Капелле.

Патриция Копачинская в зале Чайковского © Московская филармония

Высокий сезон крупных форм

17.02.2019

В Москве произошло скопление ведущих российских оркестров.

Международный музыкальный фестиваль "Зимние грёзы" в Большом зале Московской консерватории проходит уже в третий раз

Моцарт. Пушкин. Грёзы. Праздник музыки в Московской консерватории

17.02.2019

Международный музыкальный фестиваль “Зимние грёзы” в Большом зале Московской консерватории проходит уже в третий раз.

Второй сайдбар



Популярное

Footer

  • Новости
    • Поток новостей
  • События
    • Анонсы
    • Репортажи
  • Интервью
  • Публикации
    • Знаменательные даты
    • Страницы календаря Андрея Тихомирова
    • Юмор и курьезы
    • Индустрия звукозаписи
    • Ссылки
    • Исаак Стерн
    • Колонка Александра Курмачева
  • Видео
    • Сумерки богов
  • Тесты
  • Спецпроекты
    • XVI Международный конкурс имени Чайковского
    • Всероссийский музыкальный конкурс
    • “Вселенная – Светланов!” – текстовый онлайн
    • Конкурс имени Евгения Светланова
    • Grand piano competition
      • Grand piano competition текстовый онлайн
    • Конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко
    • XV Международный конкурс имени Чайковского
  • О нас
    • E-mail рассылки
    • Бриф для пиарщиков
    • Рекламодателям
    • Как связаться с ClassicalMusicNews.Ru
    • Правила размещения и использования материалов и информации
    • О персональных данных пользователей

Материалы по датам

Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  

Наши друзья

  • "Форум Чайковского"
  • DoubleReed.Ru
  • Конкурс имени Чайковского - спецпроект
  • ChamberMusic.Ru
  • Cello.Ru
  • Валторнист Игорь Лифановский
  • Фестиваль Василия Ладюка "Опера Live"

Темы

XV Международный конкурс имени Чайковского Александр Сладковский Александр Титель Анна Нетребко БСО им. Чайковского Большой театр Борис Березовский Вадим Репин Валерий Гергиев Владимир Мединский Владимир Спиваков Владимир Урин Владимир Федосеев Владимир Юровский ГАСО им. Светланова Галина Вишневская Геннадий Рождественский Денис Мацуев Дмитрий Бертман Дмитрий Хворостовский Дмитрий Черняков Дмитрий Шостакович Елена Образцова Конкурс имени Чайковского Ла Скала МАМТ Мариинский театр Михаил Плетнев Московская консерватория Московская филармония Московский Пасхальный фестиваль Московский музыкальный театр "Геликон-опера" Мстислав Ростропович НОВАТ Оркестр Мариинского театра Пермский театр оперы и балета Петр Ильич Чайковский Пласидо Доминго РНО Сергей Прокофьев Театр "Новая Опера" Теодор Курентзис Туган Сохиев Юрий Башмет Юрий Темирканов

Технология Copyright © 2006-2018, ClassicalMusicNews.Ru. Все права удерживаются.