Несколько лет назад Большому залу Московского международного Дома музыки было присвоено имя Евгения Светланова.
В знак уважения к выдающемуся русскому дирижеру каждый сезон в этом концертном зале начинается концертом памяти Евгения Федоровича – 6 сентября, в день рождения маэстро.
В этом году Национальный филармонический оркестр России выступил под управлением Эри Класа – с прошлого года главного дирижера театра «Новая опера», известного, впрочем, не только своими оперными проектами: раз от раза Клас появляется за пультами московских оркестров с самыми разными программами.
Для концерта в Доме музыки Эри Клас, ориентируясь, конечно, на жанр концерта-посвящения, выбрал два сочинения, связанные с творческой деятельностью Светланова. Последний был известен во всем мире своими интерпретациями русской музыки, признававшимися многими русскими и зарубежными критиками как эталонные.
Не будет преувеличением сказать, что пристрастию Светланова к музыке русских композиторов, в частности, Большой театр обязан появлением в своем репертуаре раритетов из творчества композиторов XIX века – «Псковитянки» (это была первая работа дирижера в театре) и «Млады» Римского-Корсакова, «Чародейки» Чайковского, не говоря уже о новых постановках «Снегурочки», «Пиковой дамы», «Князя Игоря», «Бориса Годунова» и других шедевров русской оперы.
Именно Светланову было доверено дирижировать опусами Римского-Корсакова и Мусоргского на первых гастролях Большого в миланском Ла Скала. Именно Светланов с Государственным симфоническим оркестром СССР, сегодня носящим его имя (Государственный симфонический оркестр России имени Е. Светланова), три десятилетия своей профессиональной жизни посвятил созданию грандиозной «Антологии русской музыки» в записи.
Эри Клас открыл концерт памяти дирижера Первой симфонией «Зимние грезы» Чайковского – одним из первых образцом лирико-драматического вектора направлений в творчестве композитора и его преемников (в первую очередь, Рахманинова). Во втором отделении прозвучала симфоническая поэма «Планеты» английского композитора первой половины XX века Густава Теодора Холста – партитура далеко не из известных, хотя, например, существует забавные факт из ее рецепции – отдельные фрагменты включила в одну из своих композиций (Misty Mountain Hop) группа Led Zeppelin.
Эри Клас выбрал это сочинение неслучайно – семичастный опус, характеризующий поэтические и мифологические представления человечества (и композитора) о планетах Солнечной системы, входил в репертуар Светланова.
Национальный филармонический оркестр России (НФОР) – коллектив молодой. Самое главное его преимущество, позволяющее сегодня, спустя всего несколько лет после создания (читай – совместного музицирования) добиваться неплохих результатов оркестрового звучания, состоит в первоклассных музыкантах, завербованных в свое время из лучших выпускников Консерватории и представителей других коллективов.
Высокий профессионализм каждой группы в отдельности (в особенности, духовой) не вызывает ни малейшего сомнения и слышен, как говорится, «невооруженным ухом». Другое дело – ощущение коллектива, общего дыхания и локтя; здесь у НФОР не все так гладко, в особенности в разделах сложной формы и моторного движения. Так, скерцо третьей части «Поэм» («Меркурий») выходит хотя и чистым, но схематичным, без ощущения сказочного полета. А в первой части симфонии Чайковского («Грезы зимней дорогой») рвется единая нить повествования, и целое складывается из рваных кусочков.
Справедливости ради необходимо заметить, правда, что слаженность формы – это задача прежде всего дирижера, так что здесь скорее не сложилось понимания между оркестром и маэстро. Но уже вторая часть опуса Чайковского («Угрюмый край, туманный край»), ровно как и вторая часть опуса Холста («Венера») выявила как раз лирическое дарование музыкантов – партитура, наконец, ожила и задышала.
Марина Александрова, “PRS.ru”