В Петербурге завершился 11-й Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.
Это второй смотр, прошедший без его основательницы и председателя жюри.
Место Образцовой остается по традиции вакантным. И первый, когда состав судей был сформирован без заветов великой певицы.
Места вокальных звезд прошлого — а у Елены Васильевны заседали воистину величайшие: Барбьери, Сазерленд, Скотто, Берганца, Людвиг, Коссотто — заняли руководители молодежных оперных программ, менеджеры от искусства. Тенденция налицо.
Квалифицированная оценка маститых коллег и вокальные советы мэтров уступают место карьерным перспективам — управленцы лучше смогут позаботиться о судьбе понравившихся конкурсантов.
Впрочем, нечто подобное наблюдается повсеместно: эффективный менеджмент активно наступает, тесня профессионалов, ведь в современном оперном театре гораздо важнее экстерьер, нежели вокальное совершенство: век коротких карьер требует модельной внешности, молодости и коммуникативных способностей, а не звучного голоса.
На конкурс было подано несколько сотен заявок, что свидетельствует о его авторитете. В Петербург приехали около двухсот вокалистов из двадцати двух стран. Жюри выпала нелегкая задача отслушать огромное количество исполнителей, каждый из которых представил в первом туре по две арии из опер, кантат или ораторий композиторов XVII–XIX веков.
Во второй — пропустили сорок восемь вокалистов, продемонстрировавших одно камерное произведение русского или западноевропейского композитора, а также итальянскую оперную арию XVIII–XIX веков.
В третий тур вышли пятнадцать певцов, исполнивших согласно выбору жюри по одной арии в сопровождении симфонического оркестра под управлением мариинского маэстро Михаила Синькевича.
Как и на многих других конкурсах, финал совместили с отчетным гала-концертом, прошедшим в Большом зале филармонии имени Шостаковича. Первые два тура состоялись в филармоническом камерном зале имени Глинки. Обе площадки идеальны как акустически, так и визуально: молодежи повезло петь в лучших пространствах Северной столицы.
Выбрать лучших из полутора десятков финалистов было нелегко — уровень конкурсантов оказался достаточно высоким: мастерское, захватывающее, яркое, эмоциональное и технически точное пение демонстрировали многие. Видимо, поэтому итоговое решение оказалось весьма строгим: Гран-при не присудили.
Первую премию получил могучий грузинский бас Годердзи Джанелидзе, ныне солист Большого театра. Вторую разделили монгольский баритон Анхбаяр Энхболд и мариинский академист, тенор Шота Чибиров. Третью отдали сопрано: петербурженке Анастасии Донец и башкирке Диляре Идрисовой.
Выбор судей вызвал недоумение многих — уфимская вокалистка была безусловным лидером всего смотра, ее идеально выделанный и стилистически безупречный голос, очевидная музыкальность и нетривиальность репертуара (например, в финале она пела редчайшего по нынешним временам Мейербера) однозначно достойны самой высшей награды.
Впрочем, как и на любом конкурсе, сюрпризов было немало. Лауреатов не получили харизматичный баритон Сергей Кайдалов, великолепное спинтовое сопрано с редким по красоте тембром Ксения Галицкая, нежный контратенор Юрий Юшкевич (все из Петербурга), хрустальная колоратура Любовь Медведева (из Ямало-Ненецкого округа).
Некоторых достойных и вовсе не пропустили в финал — как, например, англичанку Ханну Бредбери, уже очевидно сложившуюся артистку, а не зеленую конкурсантку, или терпкого, сочного по тембру петербургского тенора Александра Трофимова.
В то же время «чудесным образом» среди финалистов оказались Нэля Гафиятуллина из Казани с весьма подозрительной интонацией и китайский тенор Ма Цзя, певший откровенно по-школьному.
На пресс-конференции, предваряющей третий тур, Лариса Гергиева, худрук Академии молодых певцов Мариинки, обмолвилась, что выбор — дело непростое, всегда остаются недовольные, у судей свое мнение, у публики — свое, у критиков — свое.
Дмитрий Вдовин, руководитель Молодежной программы Большого театра, восхитился феноменом монгольских вокалистов, которые, несмотря на фонетические и артикуляционные трудности в освоении европейских языков, в последние годы демонстрируют стабильно высокий уровень.
Великий испанский тенор Джакомо Арагаль отдал дань уважения памяти Елены Образцовой, своей многолетней партнерши на многих мировых сценах. И все вместе посетовали на рекордно малое количество достойных певиц меццо-сопрано, что на конкурсе имени великой русской меццо воспринимается как досадный курьез.
Александр Матусевич, газета “Культура”