Московские симфонические оркестры вступают в очередной музыкальный год, некоторые из них уже сыграли этой осенью в столице, хотя официально открыл сезон пока лишь Российский национальный оркестр (РНО).
Под руководством основателя и главного дирижера РНО Михаила Плетнева коллектив представил программу музыки Феликса Мендельсона. Вечер стал открытием сезона также для Московской филармонии, отметившей в этом году 85-летие.
Отечественная музыкальная жизнь еще с советских времен ориентирована на всевозможные круглые даты: “Памяти…”, “Навстречу…” или “Приношение…” – подобной строкой открываются афиши большинства столичных концертов. Порой это выглядит трагикомично, но зачастую юбилей или годовщина смерти – один из немногих, а то и единственный повод сыграть музыку того или иного автора.
И если даже 125-летие со дня рождения Стравинского практически не нашло отклика у московских музыкантов, стоит ли удивляться тому, что никто не вспомнил, например, о 20-летии со дня смерти выдающегося композитора Александра Локшина? Случай Мендельсона, разумеется, иного рода: имя этого автора всегда на слуху, а свадебный марш из “Сна в летнюю ночь” и скрипичный концерт слышали, наверное, все.
Но, хотя помимо хитовых “Итальянской” и “Шотландской” Мендельсону принадлежат великолепные симфонии для струнных, написанные в возрасте 12–14 лет, красивейшие трио, квартеты и оратории, круг его сочинений, исполняемых в России, крайне узок.
Тем большего уважения заслуживает акция Михаила Плетнева и РНО, полностью посвятивших концерт-открытие музыке Мендельсона: 160 лет назад композитора не стало. Звучали три увертюры: “Морская тишь и счастливое плавание”, “Гебриды, или Фингалова пещера”, “Сон в летнюю ночь” плюс Скерцо из музыки к одноименной комедии Шекспира.
После антракта сыграли “Реформационную” симфонию. Солисты РНО показали себя во всем великолепии – в первую очередь флейтист Максим Рубцов. Но героем концерта, как и ожидалось, стал Плетнев. В “Морской тиши”, которую столь легко испортить неважным исполнением, дирижер открыл такие глубины, что оставалось лишь гадать: то ли перед нами изящная миниатюра, то ли малая симфоническая поэма, предвещающая полотна Листа и Штрауса.
Первая часть “Реформационной”, правда, уступала увертюрам с точки зрения цельности формы, однако оркестр и здесь был выше всех похвал. На десерт многие в зале явно ждали свадебного марша, но, слава богу, не дождались: Плетнев на этот раз обошелся без бисов.
Так начался очередной сезон РНО, обещающий немало интересного: в начале октября за пульт встанет главный приглашенный дирижер оркестра Владимир Юровский, который представит “Неоконченную” симфонию Шуберта в редакции нашего современника Антона Сафронова.
А в ноябре к РНО присоединится команда блестящих певцов с Сергеем Лейферкусом во главе – прозвучат две оперы Рахманинова в концертном исполнении. В этом жанре активнее других московских коллективов работает Симфоническая капелла России, на днях выступившая с Геннадием Рождественским.
Последние годы маэстро работает в Москве исключительно с этим коллективом, однако теперь решил изменить своему правилу. Под управлением Рождественского в ближайшую среду открывает сезон еще один из сильнейших коллективов Москвы – Национальный филармонический оркестр России, отпочковавшийся от РНО четыре года назад. И если тогда главной интригой было негласное соревнование двух оркестров, то теперь можно сосредоточиться лишь на творческих достижениях, которых у обоих коллективов все больше.
Илья Овчинников, “Газета”