Уникальной певицу Елену Образцову назвали сразу же после ее первого спектакля.
Еще студенткой Ленинградской консерватории она вышла на сцену Большого театра. И вскоре покорила все ведущие сцены мира. Ею восхищались великие дирижеры. Режиссеры ставили для нее спектакли. «О Елене Образцовой – с любовью…». В мемориальной усадьбе Федора Шаляпина – открылась выставка к юбилею оперной дивы.
Среди экспонатов – костюмы, афиши и программы выступлений, эскизы декораций, грампластинки, книги о певице и многое другое.
Оперная прима в своем репертуаре – хоть и без любимых пуделей, но с постоянными мыслями о них. Окружена фанатами и фотографами – многие из них так близко Елену Образцову не видели и уж точно не слышали ее рассказов.
«Это платье мне напомнило мой дебют в “Метрополитен–опера”. Я спела Амнерис, когда у меня было 20 минут оваций, и меня не выпускали кланяться, я разрыдалась, плакала. После этого они решили быстро–быстро сделать мне концерт, и вот это платье они мне сшили буквально за три дня»,
– рассказывает Елена Образцова.
Воспоминание – в каждом предмете. Некоторые снимки видит впервые, некоторые оказываются сюрпризом, как, например, детская фотография из семейного альбома. Здесь есть и совсем редкие вещи, предоставленные самой Образцовой: клавиры с экслибрисами, пометками, подписями авторов. Рядом с каждым – фото со Свиридовым, Кабалье, Дзефирелли. Звучит музыка – самые известные арии. Параллельно идет концерт. Поют лауреаты конкурса Елены Образцовой. Василиса Бержанская – еще и участница проекта «Большая опера», в жюри которого – и сама оперная дива.
«Безумно волнительно петь перед Еленой Васильевной, но это, наверное, счастье. Думаю, не каждому певцу это дано свыше»,
– говорит певица Василиса Бержанская.
Елена Образцова, конечно, главный критик – слушает внимательно, и всегда с улыбкой. Помнит, как сама дрожала перед каждым выступлением. Ее голос никого не оставлял равнодушным – одни говорили про «Образцовские» низы, другие – про активные и темпераментные верха. Тембр узнавали безошибочно. Как и Кармен в ее исполнении – дикую, неистовую, естественную.
«Мериме написал, что Хосе влюбился в Кармен, когда увидел грязную пятку через рваный чулок. Вот где манок был. Этот спектакль был традиционный, старый спектакль, но при этом она вышла впервые на сцену босиком. В этом платье в горох, в простом костюме»,
– отмечает режиссёр–постановщик народный артист России Дмитрий Бертман.
«Я почувствовала себя такой черной пантерой, которую все хотят и все боятся, и что она делает все, что хочет. А босиком я стала петь в Большом театре, хотелось, чтобы она была земная, натуральная зверюшка»,
– объясняет Елена Образцова.
Но любимой партией Елены Образцовой осталась Марфа из «Хованщины». Говорит, из театра выходила, как из церкви после исповеди. Это напряжение и полная самоотдача, красота и голос были и остаются магнитом для слушателей.