В Большом театре представили книгу бесед с легендарными певцами, дирижерами, режиссерами.
Как вы книгу назовете, так она и заживет… «Басни соловьев» — очень удачное название для собрания бесед с выдающимися певцами, дирижерами, режиссерами: теми, кто делает оперу. А если прочесть на обложке имя автора, то, уверен, многие, для кого оперное искусство составляет важную часть жизни, не ограничатся пролистыванием этого увесистого 650-страничного тома, а погрузятся в чтение всерьез. Потому что автор этот — музыкальный писатель, радиожурналист, поэт Алексей Парин. Самый, наверное, известный оперный критик страны.
Любопытно, что Алексей Парин — не профессиональный музыковед. И, пожалуй, как сказала одна из тех, кто участвовал в представлении книги в Большом театре, это не минус ему, а плюс. Слишком часто те, чья профессия — рассказ о музыке, застревают на состоянии Сальери, который, как известно, это прекрасное искусство «разъял, как труп» и больше ничего не мог с ним поделать.
Алексей Васильевич — потомственный ученый, его отец — знаменитый физиолог, во всех медицинских и биологических вузах проходят так называемый «рефлекс Парина»… Его сын — кандидат биологических наук, однако, по его собственному признанию, с руководителем диссертационной работы, директором Института молекулярной биологии Владимиром Энгельгардтом они разговаривали больше о поэзии: тот был большой ее знаток, сам переводил Фета на английский…
Театр и классическая музыка вошли в жизнь Алексея с детских лет, уже в 13-летнем возрасте он самостоятельно ходил на все спектакли и концерты, на какие только удавалось попасть. Можно себе представить, какой огромный зрительский опыт накоплен с тех пор. Увлечение поэзией, в особенности поэтическим переводом помогло проникновению в самые глубины великих литературных и композиторских замыслов.
Книга, изданная нынче в «Аграфе» отражает далеко не самую большую часть этого опыта. Но очень важную: уже почти четверть века Алексей Васильевич ведет постоянные передачи об опере и вокальном искусстве на радио «Орфей». На станции, которая не просто посвящена классике (есть и другие станции, специализирующиеся на ней, однако подающие ее лишь как приятную музыку фона), но представляет собой замечательный просветительский проект, вводящий миллионы людей в неисчерпаемый мир классического музыкального творчества.
Родилась естественная мысль — собрать наиболее интересные из этих бесед и выпустить на бумаге. В книге «Басни соловьев» — не так уж много интервью: чуть больше 50, отбор, видимо, произведен строгий, зато какие имена! Патриарх дирижирования Геннадий Рождественский, один из самых ярких современных оперных композиторов Леонид Десятников, великий музыкальный импресарио Жерар Мортье… И, конечно, звездные певческие имена.
Признаюсь — первым делом открыл книгу на страницах, где помещена беседа конца 2013 года с Еленой Образцовой. И потому, что это «звезда из звезд», и потому, что эта замечательная певица и женщина совсем недавно покинула нас, и так хочется в эти дни слышать, видеть ее живой, читать ее живое слово:
«Это все, что во мне есть. Это все рождается из меня. Когда я была еще совсем молоденькая и заканчивала консерваторию, я пела Кармен с Атлантовым и еще совсем не знала, что такое любовь и что такое страсть, но я была очень начитана и брала, может быть, оттуда, из книг, какие-то эмоции. Но потом, когда я прожила большую жизнь со всякими горестями и переживаниями… — конечно это все я приобрела.
И я была счастлива всю свою страсть отдать Амнерис в «Аиде», или всю свою нежность и ранимость Шарлотте… Все мои девочки, которых я пела и «адвокатом» которых выступала, они все было очень страстные и мощные натуры…»
Согласитесь, услышать от Образцовой это нежное «мои девочки» об оперных героинях — такое стОит не одной научной книги о сути перевоплощения актера в сценический образ. Уж не говорю о том, как эта нежность по отношению к тем, кого в реальности, в большинстве своем, не существовало, к образам, созданным фантазией гениальных сочинителей, портретирует саму Елену Васильевну — человека горячего, открытого, романтичного, лучащегося добротой, невообразимо притягательного.
И подобные откровения рассыпаны по всем интервью. Пересказывать их нет ни возможности, ни нужды — лучше взять в руки книгу Алексея Парина и прочесть первоисточник.