В Омске проходит Первый Международный фестиваль «Камерные оркесты мира», который стартовал 15 октября.
Это новый проект Юрия Башмета. Идея провести этот фестиваль возникла именно в Омске, поскольку здесь не так давно открылся новый концертный зал с уникальной акустикой, где зрители могут в деталях воспринимать звучание именно камерных оркестров.
В этом году в программе фестиваля принимают участие Юрий Башмет и его прославленный ансамбль «Солисты Москвы» – обладатель премии «Грэмми». Еще один не менее известный европейский камерный оркестр в этом году отмечает свое 40-летие. Это – один из самых долгоживущих европейских коллективов – оркестр Ференца Листа из Будапешта. Кроме того, в программе фестиваля примут участие и хозяева сцены – Омский камерный оркестр.
Еще один обладатель «Грэмми» – знаменитый норвежский коллектив «Солисты Тронхейма», – также приехал в Омск. Отметим, что престижную награду «Грэмми» они получили за запись русской музыки – «Воспоминание о Флоренции», авторства Петра Ильича Чайковского. Это сочинение коллектив и исполнил на фестивале.
Как говорит руководитель коллектива Эйвинд Гимсе, в Россию «Солисты Тронхейма» приехали впервые, но два концерта, которые они успели сыграть за эти несколько дней – в Санкт-Петербурге и в Омске – прошли с большим успехом.
«Мы организовали нашу программу так, что в первом отделении мы играем произведения норвежских композиторов, которые были написаны специально для нашего оркестра. А во втором отделении мы решили сыграть Чайковского, чтобы подчеркнуть некую связь между Норвегией и Россией в области классической музыки»,
– сказал виолончелист.
Солисты Тронхейма – визитная карточка современного норвежского музыкально-исполнительского искусства, более того, сегодня этот камерный ансамбль можно назвать одним из самых оригинальных и необычных в культурном пространстве Европы.
Его история началась относительно недавно – в 1998 году. Ансамбль студентов университета, изначально созданный для обучения молодых музыкантов, и имевший, прежде всего, образовательно-практическое предназначение, поразил слушателей энергетикой, эмоциональностью и высокой техникой совместной игры.
Вскоре состоялись первые зарубежные гастроли коллектива, которые подтвердили его профессиональное мастерство – в Лондоне публика встречала молодых норвежских музыкантов восторженной овацией. Затем последовали совместные выступления с Анной-Софией Мутер, Джошуа Беллом, Лейф Ове Андснесом и другими выдающимися музыкантами, успешные концерты в Берлине, Нью-Йорке, Пекине и Кейптауне.
«Надо сказать, что норвежская классическая музыка очень близка по духу к русской музыке. Норвежцы как нация, очень долго находились под влиянием датчан, поэтому чувство национальной самоидентификации для нас очень важно. И этот момент находит свое отражение в классической музыке Норвегии. Так же, скажем, и у Чайковского, в музыке которого чувствуется национальный дух»,
– говорит Эйвинд Гимсе.
Международное признание «Солистов Тронхейма» увенчали номинации на премию «Грэмми», которой они несколько раз удостаивались за последние три года. В 2011 году музыканты из живописного городка, окруженного горами и фьордами, снова приехали в «Стэплзцентр» в Лос-Анджелесе, чтобы в пятый раз разделить красную ковровую дорожку с крупнейшими музыкантами из разных стран мира.
«Мы живем здесь и сейчас, поэтому мы стараемся поддерживать современных композиторов, которые, возможно, лет через сто станут такими же великими, как Чайковский. В своем творчестве мы стараемся быть честными, как перед самими собой, так и перед нашими зрителями. Мы такие, какие мы есть. Мы не стремимся изображать из себя каких-то великих серьезных классических музыкантов. Мы вкладываем всю душу в то, что мы делаем и поэтому это находит отклик у наших зрителей, в том числе, и среди молодежи, что очень важно»,
– сказал руководитель «Солистов Тронхейма».
Солистки коллектива Рагнхильд и Эльдбйорг Хемсинг – сестры. Они начали заниматься музыкой в 5-летнем возрасте. Давние творческие контакты связывают Эльдбйорг Хемсинг с выдающимся современным китайским композитором Тан Дуном. В 2013 году она была приглашена автором для исполнения его Hero Concerto с симфоническим оркестром Нидерландов, а также для исполнения его нового произведения Trippel Resurrection в Лейпциге в Шанхае.
Ранее, в 2010 году она сыграла премьеру Скрипичного концерта Love Тан Дуна с симфоническим оркестром Тронхейма на всемирной выставке, проходящей на Дальнем Востоке.
В прошлом году китайский композитор Тан Дун приезжал в Россию на IV Международный фестиваль Юрия Башмета в Ярославле. А осенью знаменитому китайскому композитору вручили наконец-то заслуженную Премию имени Дмитрия Шостаковича, учрежденную Международным благотворительным фондом Юрия Башмета.
Успех в Омске сопуствовал и выступлению норвежского коллектива – зал аплодировал стоя. И неудивительно – за 25 лет, прошедшие со дня основания коллектива, юные исполнители выросли в зрелых, профессиональных музыкантов, при этом состав оркестра постоянно обновляется, сохраняя «студенческий дух». Диапазон записей ансамбля простирается от Вивальди до Губайдулиной, однако его репертуар не ограничивается академической музыкой – на их счету десятки концертов с фолк- и рок-музыкантами, также отмечающими стилистическую гибкость и открытость молодого ансамбля.
Как сказал арт-директор фестиваля Юрий Башмет, камерные оркестры могут достойно жить, только набрав популярность.
«С помощью таких фестивалей возможно заявить о себе начинающим, но талантливым коллективам. Это моя давняя мечта – сделать такой фестиваль. И именно в Омске, в этом изумительном зале, он рождается!»
Татьяна Поддубская, “Мир24”