17 июня 2023 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского прошёл концерт Академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Юрия Симонова.
…Опять вспоминается прошлое. Да его и нельзя не вспомнить: слишком много радости и ответственности с ним связано…
Судите сами. Поручила мне «Комсомолка» взять интервью (или написать маленький очерк) к 60-летию Галины Сергеевны Улановой. Я артачилась, ссылаясь на незнание балета. Но мне напомнили, что журналист обязан делать все порученное, тем более что с балетом я лично в детстве имела очень короткие отношения, пока меня не отчислили из хореографического училища по причине патологической лени.
Так вот, содрогаясь от нервного волнения, я пришла в знаменитый дом на Котельнической набережной. Уже очень быстро страх куда-то исчез, и разговор, как говорится, «завязался».
— Только не спрашивайте меня о музыке Прокофьева,
— почти с мольбой попросила Уланова,
— а то насочиняли обо мне невесть что, а теперь не разберешься толком.
Она с любопытством посмотрела на меня.
— Я говорю про эту глупость о музыке к «Ромео и Джульетте», вы ведь знаете?
— Ведь знаю, — согласилась я, — но я не верю в эту дурную характеристику.
— И правильно делаете,
— быстро перебила меня балерина,
— я бы сказала совсем иначе. Как? Нет музыки прекраснее на свете, чем музыка к «Ромео и Джульетте»…
Так я и запомнила. А на только что прошедшем симфоническом концерте, где Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова играл им же составленную большую сюиту из музыки балета (1936), восторженное восприятие этой замечательной музыки еще больше захватило внимание, сердце, переживания, простите — восторг…
Сюита из балета Прокофьева занимала все второе отделение концерта, но прежде чем я обращусь непосредственно к нему, поговорим, хоть коротко, об отделении первом, оно тоже было крайне любопытным. Три уникальных композиторских имени составили программу концерта: Феликс Мендельсон, Роберт Шуман и Сергей Прокофьев. Вот так: три гения! Бесспорно! И исполнять их музыку было совсем нелегко.
Концертная увертюра Мендельсона «Сон в летнюю ночь» (1826), написанная совсем юным автором. Партитура непростая, очень богатая, эффектная, стремительная, дивная — не боюсь этого слова. Оркестр звучал просто превосходно, особенно в мощных tutti, да и сами группы были одна лучше другой. Это была какая-то особенно живая музыка: от нее было невозможно оторваться. А удивительный ее юмор, лихие прыжки, неисчислимые шутки, красота движения, дыхания, красок!.. Симонов сам не скрывал своего удовольствия, которое абсолютно разделял с ним его очень талантливый оркестр. Еще хотелось бы отметить особо — звуковые перепады; от бурного и страстного, аж в три форте, до нежного, кружевного, аж в три пиано. Короче, было здорово. Хотелось бы слышать снова. Конечно, услышим в новом сезоне!
Шумановский фортепианный концерт (1841—1845) — изумительная музыка, которую тоже нелегко играть, а вот Филипп Копачевский, очень одаренный пианист, бесспорно искренне любящий эту партитуру, уже далеко не в первый раз обращаясь к ней, показал ее и на этот раз очень убедительно и изысканно (если только не упрекнуть его за некоторую незначительную вялость и излишние децибелы в финале). Первая часть была просто поразительная — по дыханию, мысли, переживанию и нестареющей красоте. А сыгранные на бис фантастические «Грезы» Шумана еще больше укрепили торжественный образ шумановского шедевра. Поразительно, что одним из трех бисов Симонова с оркестром тоже были «Грезы» Шумана, и прозвучало это великолепно. Трудно сказать, что впечатляло больше — фортепиано или оркестр.
И наконец, «Ромео и Джульетта». Одиннадцать номеров из трех авторских сюит самого Прокофьева, поразительно емко, точно и эмоционально сильно-убежденно составленных Юрием Ивановичем. Опять-таки невозможно было не отметить особое звучание оркестра, какое-то новое, духовно сильное, отчаянное, светлое, счастливое, горькое, элегантное и сыгранное не только музыкально, но и в движении самого маэстро. Достаточно вспомнить просто изумительный эпизод смерти Тибальда! Это было нечто, не передаваемое словами! Да и вся сюита, от эпизода к эпизоду развивающаяся к некоей сложной пластике движения оркестра!..
Руки Симонова — от их невозможно было отвести глаза: они творили чудо! Настоящее чудо, без которого, наверное, многое из дирижерского арсенала потеряло бы свою стремительную и крайне убедительную силу. Вообще, когда Симонов за пультом, всегда с большим чувственным напором открывается многое, чего бы ты порой не заметил. Он очень (в хорошем смысле слова) «заводной». И это, собственно, ощутимо всегда во время его концертов, но всегда, замечу, по-разному. На этот раз, 17 июня 2023 года, и он, и его оркестр, и его солист, и его концертный зал были на значительной высоте, о чем красноречиво «говорили» и бисы — «Грезы» Шумана, «Свадебный марш» Мендельсона и Марш из оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Да, такие концерты случаются не часто. Но случаются. И в этом — большая радость для каждого из нас, истинного любителя музыки.
Наталья Лагина