3 ноября 2018 в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии выступил “Новый русский квартет”.
Струнный квартет – один из самых сложных и тонких жанров камерной музыки. Сочетание четырех струнных – чрезвычайно сложно для исполнения, для чистоты интонации. Именно поэтому, каждый концерт музыкантов, специализирующихся в этом ослепительно трудном поле заслуживает пристального внимания.
На прошлой неделе в Малом зале Филармонии выступали гости из Москвы – Новый русский квартет. Коллектив вполне согретый вниманием, международными премиями и обладающий собственной преданной публикой, приехавшей на концерт любимцев из столицы.
В программу концерта музыканты поставили нарядные хиты – Адажио Барбера, Квинтет Франка (партию рояля исполнял победитель крупнейшего фортепианного конкурса в Сиднее – Андрей Гугнин) и квартет Дворжака. В Адажио Барбера, с которого начался концерт, музыканты продемонстрировали перфектное владение тембрами, голоса инструментов сливались в одну звуковую волну, донося музыкальную мысль без каких-либо препятствий или сложностей.
В романтическом квинтете Франка “Новый русский квартет” и пианист Гугнин показали, как работает совместная энергия, буря и натиск романтической музыки в их исполнении завораживали, публика ловила каждую ноту. На время исполнения квинтета сами собой перестали шуршать программки, в зале наступила концентрированная тишина совместного слушания и даже предательский телефон не зазвонил ни разу, что, по нынешним временам – редкость и показатель.
Отдельно хотелось бы рассказать об исполнении квартета Дворжака. Так называемый “Американский» квартет — одно из самых популярных произведений Дворжака. Подзаголовок связан с местом рождения квартета – Дворжак написал его, находясь в гостях у семьи скрипача Йозефа Коваржика в городке Спилвилл, штат Айова. Автор и сам несколько раз поучаствовал в исполнении нового квартета, взяв себе партию первой скрипки и распределив остальные партии между членами семьи Коваржиков.
Принято считать, что квартет основан на американской национальной музыке. Примечательно, при этом, что многочисленные попытки исполнителей и музыковедов вычленить из музыки квартета какую-либо конкретную американскую народную тему не привели к убедительному результату. Единственное, в чем сходятся все знатоки и музыканты – резкие реплики первой скрипки в третьей части словно воспроизводят пение американской птички пиранги: нотация её пения есть в рабочем блокноте Дворжака. Нельзя не отметить здесь филигранную работу первой скрипки Нового русского квартета – Юлии Игониной. Ее птичка пиранга точно надолго запомнится слушателям.
В рассказе об этом исполнении нельзя не выделить также игру альтиста Михаила Рудого. Кому-то может показаться странным, что в рассказе о концерте Квартета такое внимание уделяется партии альта. Но объяснение очевидно – квартет начинается с альтового соло.
Заметим на полях, что с тех пор, как маэстро Юрий Башмет вывел альт на тропу отдельной карьеры этого, прежде, ансамблевого и оркестрового инструмента, исполнительское искусство, конечно же, шагнуло далеко вперед. Тем не менее, яркие звезды альтового исполнительства появляются, все же, значительно реже, чем новые яркие скрипачи или виолончелисты. Тем отраднее было слышать истинную, органичную музыкальность Рудого, естественную, как дыхание.
О техническом уровне Рудого и его партнеров по квартету – скрипачек Юлии Игониной и Елены Харитоновой и виолончелиста Алексей Стеблева – и говорить незачем, этот уровень не нуждается в дополнительных описаниях.
Невозможно не выделить и работу продюсеров филармонии, на фоне общей афиши, полной оркестровых хитов и арендных концертов, такие гастроли, как гастроли “Нового русского квартета”, не могут не радовать тех, кто испытывает потребность в исполнительстве более тонкой выделки. Например, как в данном случае, ювелирной.
Марина Болотная