Полузабытое сочинение Курта Вайля “Серебряное озеро” дважды прозвучало в Берлинской филармонии; играл Немецкий симфонический оркестр Берлина, пели солисты и хор Берлинского радио, дирижировал Инго Метцмахер.
Писать об услышанном “опера в концертном исполнении” не поднимается рука: Метцмахер и его команда представили полноценный музыкальный спектакль, захватывающий с первых же звуков.
Курт Вайль, известный прежде всего как автор “Трехгрошовой оперы”, занимает уникальное место в музыке ХХ века. По этому поводу недавно исчерпывающе высказался композитор Леонид Десятников в интервью корреспонденту “Газеты”:
“Вайль, являясь частью некоего интеллектуального контекста, ассоциируясь с ранним Шенбергом, Кшенеком и Хиндемитом, остается вместе с тем широко известным, даже популярным композитором. Но в отличие от любой другой популярной музыки, стремящейся к некоей бесстильности, популярная музыка Вайля является неотъемлемой частью конкретной культурной эпохи”.
Действительно, среди современников Вайля ни один композитор не удостаивался такого внимания поп- и рок-музыкантов, создавших десятки версий его песен. С другой стороны, Вайль навсегда останется в учебниках истории музыки ХХ века как крупнейший новатор с неповторимым почерком, в чьем творчестве наиболее полно выразился дух Веймарской республики.
Отражением ее конца и стало “Серебряное озеро”, не имевшее шансов разойтись на шлягеры подобно “Трехгрошовой опере” (хотя ударных номеров в лучших традициях Вайля хватает и здесь – и вокальных, и чисто оркестровых).
Премьера “Озера” состоялась 18 февраля 1933 года в Лейпциге, до поджога рейхстага оставалось несколько дней. В марте Вайль был объявлен представителем “дегенеративного искусства” и покинул Германию, а “Озеро” запретили еще до его отъезда. Слишком уж не подходила новому времени фантазия, посвященная проблемам бездомных, социальному расслоению и всевластию денег.
Особенно некстати звучала центральная “Баллада о гибели цезаря”, обещающая смерть тому, кто приходит с мечом. “Серебряное озеро” прозвучало вновь лишь 20 лет спустя и навсегда осталось репертуарной редкостью.
Напомнить о замечательном сочинении взялся маэстро Инго Мецмахер, на чьем счету немало подобных подвигов. Например, своей великолепной записью всех симфоний Карла Амадеуса Хартмана он доказал, что это музыка отнюдь не второстепенная.
Так же получилось и с “Серебряным озером”, с первого же звука буквально сбивавшим слушателя с ног: Мецмахер наполнял музыку таким огнем, что интерпретация стоила любой, даже самой изобретательной постановки.
Среди солистов великолепны были Кристиана Ользе и Бурхард Ульрих, добротно пели остальные, лишь знаменитый тенор Торстен Керл оказался явно не в голосе. Впрочем, основное внимание к себе привлекали дирижер и оркестранты, работавшие на невероятном уровне.
Немецкий симфонический оркестр Берлина, два года назад выступавший в Москве, исключительно гибок. Он обращается к самым разным эпохам и поэтому чувствует себя как рыба в воде и в музыке Вайля, с которой даже лучшие российские коллективы пока не справляются.
Приглашая к сотрудничеству с оркестром дирижеров от Роджера Норрингтона до Геннадия Рождественского, Мецмахер стремится к разнообразию и в своих программах, сочетая наиболее близкий ему ХХ век с Бахом, Брамсом, Мендельсоном и выступая в камерных программах как пианист. Отыграв “Серебряное озеро”, маэстро и его оркестр готовятся к не менее амбициозным проектам: в январе они представляют масштабную ораторию Роберта Шумана “Рай и Пери” и сложнейшую симфонию Оливье Мессиана “Турангалила”.
Практически в те же дни “Турангалилу” играет еще один превосходный берлинский оркестр – Штаатскапелла с Зубином Метой, тогда как в России, за редчайшими исключениями, Мессиана вообще не исполняют.
На сайте “Мессиан 2008”, посвященном столетию композитора, можно узнать о 524 будущих исполнениях музыки Мессиана в 25 странах мира. России среди них пока нет.
Илья Овчинников, “Газета”