На сцене Концертного зала Чайковского дали «Бал-маскарад».
Об этой опере Верди современники говорили, что каждая фраза в ней – музыкальна, а каждая мелодия – вокальна. Эту оперу ставят не часто, но «Геликон-опера» всегда старается отойти от «удобных», заигранных сюжетов.
«Бал-маскарад» – опера, которая богата и музыкально, и вокально. Но ставят ее, к сожалению, редко. На премьере в «Геликон-опере» ею дирижировал маэстро Симоне Фермани – единственный из ныне живущих прямых потомков Джузеппе Верди.
Вечером же 17 февраля за пульт встал молодой маэстро Валерий Кирьянов. Он признается – концертная версия дала больше свободы, чем сценическое исполнение.
«Дирижер может немножко позволить себе тянуть одеяло на себя, потому что здесь очень удобные условия. Я здесь абсолютно свободен творчески, и поэтому я здесь могу настаивать уже на своих каких-то моментах – музыкальных, темповых»,
– говорит дирижер Валерий Кирьянов. А вот для солистов исполнять оперу в концертном варианте гораздо сложнее. На сцене родного театра «быть в образе» помогают декорации, костюмы…
«В концертном исполнении ты можешь только голосом работать, может быть, какие-то жесты, потому что, если это чересчур, это не всегда хорошо»,
– отмечает солистка театра «Геликон-опера» Ксения Вязникова.
Ксения Вязникова в «Бале-маскараде» исполняет роль Ульрики. В 2013-м ее гадалка в этом спектакле произвела фурор: в интерпретации Бертмана она была слепа. Показать эту черту в концертной версии было нелегко, так как ее партия меццо-сопрано невероятно сложная: отличается широким диапазоном. Впрочем, как и у всех остальных солистов. Тем более – у главных героев.
«Там есть ноты и малой октавы, и ноты третьей октавы, поэтому надо обладать определенным диапазоном голоса, чтобы справиться с этой партией»,
– считает солистка театра «Геликон-опера», исполнительница роли Амелии Елена Михайленко.
«Почти максимальный диапазон, но Верди никогда не щадил голоса, писал так, чтобы было сложно»,
– отмечает солист театра «Геликон-опера», исполнитель роли Ренато Алексей Исаев.
Партия баритона в этой опере считается одной из лучших для этого голоса. Арию Ренато мечтает спеть каждый. Молодой певец Алексей Исаев – финалист проекта «Большая опера» (2013) на канале “Культура” – один из таких счастливчиков.
«Бал-маскарад» – не единственная опера Верди, которую представляет «Геликон-опера» на сцене Зала Чайковского. Слушателей ожидает также концертное исполнение одного из самых популярных сочинений композитора: оперы «Травиата».