Концерт, посвящённый 30-летию творческой деятельности митрополита Илариона состоялся в Большом зале столичной консерватории.
В жизни Митрополита Илариона были периоды, когда он, по его словам, сознательно и надолго вычеркивал музыку из своей жизни.
«Мне надо было погрузиться в пастырскую работу, научную работу, для чего надо было выйти из мира музыки, перестать жить музыкальными переживаниями».
Но были и периоды, благодаря которым возможны концерты, подобные нынешнему, в котором участвовал Российский национальный оркестр.
Богослов, патролог, церковный историк, телеведущий, композитор-новатор. За 30 лет митрополиту Илариону удалось совместить в своей творческой жизни самые разные ипостаси.
Музыку он начал писать еще в 17, когда оканчивал музыкальную школу при Гнесинке. В его композиторском портфолио – литургические произведения, которые собрали овации лучших залов Америки, Европы, Австралии и, конечно, России.
«Произведения, они все вдохновлены моим основным, то есть служением Алтарю, служением престолу Божию. Некоторые произведения непосредственно генетически связаны с православным богослужением, например “Страсти по Матфею” и в значительной степени “Рождественская Оратория”»,
– говорит митрополит Иларион. На концерте прозвучали произведения для солистов, хора и оркестра. Известные всему миру «Страсти по Матфею» и «Рождественская оратория».
Открывало концерт самое первое сочинение – «Песни о смерти», написанное на стихи испанского поэта Гарсиа Лорки. Он до сих пор остается любимым автором митрополита. Тогда, 17-летним подростком митрополит, для произведения выбрал одну из самых важных для человечества тем. Исполнил «Песни о смерти» юный тенор Игорь Морозов.
«Особенно интересно, что чувствует человек в такие годы. И я с удовольствием пою такую музыку, это для меня ново, надеюсь, что буду сотрудничать еще с этими коллективами, с митрополитом»,
– отмечает Игорь Морозов.
Алексей Пузаков стоял у истоков творческого пути владыки Иллариона. 30 лет дирижер Московского Синодального хора назад присутствовал на его первом публичном концерте. Тогда, по его словам, он и подумать не мог, что когда-нибудь будет исполнять сочинения митрополита в Большом зале консерватории.
«Владыка – человек необыкновенной души, необыкновенного таланта и необыкновенного внутреннего света. Это отражается в его музыке, потому что музыка владыки никого не оставляет равнодушным, потому что она говорит чистым, светлым, понятным человеку языком о Боге, о вере и о вечной правде»,
– говорит Алексей Пузаков.
Во втором отделении за дирижёрский пульт встал автор. Прозвучала «Стабат Матер», написанная на латинский текст католической секвенции, которая повествует о страданиях Божией Матери у креста. Эти строки легли в основу двух сотен произведений композиторов разных эпох и стран. Свою «Стабат Матер» Митрополит Илларион создавал три года.