Уже в шестой раз в Швейцарии в регионе Зеландия (Seeland) проходит фестиваль «ArtDialog».
Как ясно из названия, уникальность фестиваля основана на диалоге, не только человеческом и межкультурном, но на диалоге различных искусств – от музыки и балета до живописи и виноделия.
Сразу на нескольких площадках, расположенных вокруг Бильского озера, каждое лето в течение двух недель проходят концерты, выставки, перформансы и дегустации.
Организаторы – музыканты Светлана и Дмитрий Васильевы, которые уже более 15 лет живут в Швейцарии – уделяют особое внимание составу участников, неизменно приглашая только высококлассных исполнителей и только оригинальные проекты. Артисты, побывавшие в Биле, все в один голос говорят о необыкновенно дружелюбной «домашней» атмосфере, которая отличает «ArtDialog» от других подобных форумов.
Множество новых впечатлений преподнес гостям фестиваля 2017 год – концерт всемирно известного скрипача, обладателя престижной музыкальной премии «Diapason d’Or» Вадима Глузмана, дебют венгерского пианиста Бенедека Хорвата, выступление юных музыкантов из России, Украины и Монголии, выставка работ швейцарских художников «Art Kunst».
Два уникальных проекта были представлены блестящим музыкантом – победителем XI Международного конкурса им. П. И. Чайковского, виолончелистом и композитором Денисом Шаповаловым.
В центре «Residenz Au Lac» совместно с профессором Московской Консерватории прекрасным пианистом Александром Вершининым, Денис Шаповалов представил мультимедийный проект «100 лет Европейскому Модерну». Видео-дизайнером в концерте выступила арт-директор проекта Екатерина Соколова.
Творческий ансамбль предложил зрителям под новым углом взглянуть на прославленные шедевры великих композиторов и художников, творивших в Европе в конце XIX-первой четверти XX вв.
Публика могла одновременно наслаждаться как более традиционными тандемами – ярким чешским дуэтом Богуслава Мартину и Альфонса Мухи, эксцентрикой Стравинского и Бакста, «питерской графикой» Шостаковича и Добужинского, так и совершенно неожиданными – «живописью» француза Равеля и швейцарца Грассе, страстью Рахманинова и Климта, экспрессией Прокофьева и раннего Кандинского, эротической негой Дебюсси и Бердслея.
Посетители концерта признавались, что благодаря фестивалю сделали удивительные открытия в отношении периода Art Nouveau и Art Deco и глубоко переосмыслили хорошо знакомые произведения.
На следующий день в швейцарском Новгороде – живописном городке La Neuveville – в церкви La Blanche Eglise Денис Шаповалов исполнил оригинальную сольную программу.
Помимо традиционных произведений виолончельного репертуара – произведений И.-С. Баха, Г. Ф. Генделя и Г. Кассадо, музыкант представил публике мировую премьеру собственной сюиты для виолончели соло, которая органично вписалась в общую программу и была особенно тепло принята публикой.
Невероятно, но оказалось, что автору потребовалась всего неделя для написания 15-минутной яркой виртуозной пьесы и один день, чтобы подготовиться к выступлению.
Денис Шаповалов:
«Для своего выступления на фестивале я должен был написать сольную сюиту, но муза ко мне не торопилась, поэтому я все время откладывал сочинение, занимаясь текущими выступлениями.
Размышлять над задачей я начал еще в Москве, погода все время была хмурая, и настроение соответствующее. Стало понятно, что сюита получится философская и, вероятнее всего, закончится апокалипсисом. Я уже смирился с этим, и улетел сначала на концерт в Грузию, а потом на мастер-классы в Италию. А там – всегда солнце…
Ни одной ноты еще написано не было, а до премьеры оставалось 10 дней. Меня привлекают подобные авантюры, хотя иногда настроение портилось всерьез, ведь я, хоть и авантюрист, но очень ответственный (улыбается). В Италии неожиданно стало понятно, что сюита будет совсем другой, и в финале обязательно должен быть праздник, но первые ноты категорически не хотели рождаться.
Я поселился в красивейшем городке, где каждый день в 6 часов вечера в старинной церкви рядом со мной колокол играл одну и ту же мелодию. И когда я от нее порядком устал, понял, что именно она и станет главной темой. В итоге получилось совершенно иное произведение – от первичных задумок не осталось и следа.
И так как всю неделю, что я работал над сюитой, я провел в Италии, пришлось позаимствовать название у Стравинского. Надеюсь, он на меня не обиделся (смеется). Я ведь регулярно исполняю его «Итальянскую сюиту».
Пресс-служба фестиваля «ArtDialog»