3 марта 2023 в Государственном институте искусствознания состоялась презентация нового автографа Модеста Мусоргского.
О судьбе автографа обработки русской народной песни «Ах ты, воля моя, воля», сделанной знаменитым композитором, рассказали научные сотрудники ГИИ А. С. Виноградова и А. В. Лебедева-Емелина. Песня прозвучала в исполнении Хора юношей Хорового училища имени А. В. Свешникова под управлением Дениса Храмова.
Презентацию открыла заместитель директора ГИИ по научной работе, доктор искусствоведения Г. У. Лукина. Она, в частности, отметила, что творчество Мусоргского вызывает постоянный интерес ученых Института: так, за последние три года были издана авторская версия клавира «Бориса Годунова», осуществлено научное консультирование постановки этой оперы с неизвестными ранее сценами в Краснодарском музыкальном театре, проведены исследования полной рукописи «Торжественного марша Шамиля».
Затем на мероприятии выступила заведующая Мемориальным музеем-усадьбой Мусоргского Л. Д. Николаева. Она рассказала о некоторых эпизодах биографии Мусоргского, напрямую связанных с родной усадьбой, например, о случае в церкви, вдохновившем композитора на создание песни «Семинарист».
Ведущий научный сотрудник А. В. Лебедева-Емелина и старший научный сотрудник А. С. Виноградова (сектор Истории музыки ГИИ) рассказали о подробностях своей работы с автографом обработки русской народной песни «Ах ты, воля моя, воля».
Найденный автограф — один из четырех известных ныне автографов обработок народных песен, которые Мусоргский передал Михаилу Берману, хормейстеру хорового любительского петербургского коллектива Думский кружок.
Первый из автографов — обработка песни «У ворот, ворот батюшкиных» — известен давно, ныне находится в РНБ в фонде Мусоргского. Два других автографа — «Ты взойди, солнце красное» и «Скажи, девица милая» — были утеряны во время Великой Отечественной войны: после ее окончания их случайно обнаружил на полтавском базаре хормейстер М. А. Фисун: одна из торговок заворачивала продукты в пожелтевшие нотные листы. Фисун купил у нее всю пачку листов, а дома увидел на них надпись: “Переложено и писано рукой М. П. Мусоргского по указанию М. А. Бермана”».
«Последний манускрипт — “Ах ты, воля моя, воля”, о котором мы и говорим сегодня, считался утерянным, пока нам не написал в 2022 году его владелец из Германии,
— рассказала Лебедева-Емелина.
— На документе нет потертостей, масляных пятен, печатей и штампов ― из этого следует, что он был не в библиотеке, а бережно хранился в другом месте».
Исследователи предположили, что автограф хранился в Петербурге, в заветном шкафчике Бермана, вместе с другими нотами библиотеки Думского кружка.
Догадку о петербургском происхождении документа подтвердил владелец: он рассказал, что в их семью этот автограф попал в 1970-х, и был ими куплен у любителя музыки из Ленинграда. Тот, в свою очередь, приобрел документ в 1940-х годах в букинистическом магазине.
«Сейчас автограф демонстрируется нами с согласия владельца рукописи, который пожелал остаться неизвестным,
— сообщила А. В. Лебедева-Емелина.
— Оригинал хранится в его частном собрании».
В чем же ценность этого автографа для исследователей? Известно, что многие сочинения Мусоргского публиковались с изменениями, иногда весьма значительными. В случае с песней «Ах ты, воля моя, воля» изменения затронули название (в оригинале песня называлась «Уж ты, воля моя, воля», по первой строчке — правка внесена издателем П. Юргенсоном), темп и, что самое важное, нотного текста в девяти из восемнадцати тактов песни (М. Берман добавил паузы, изменил мелодический рисунок в некоторых голосах, а также гармонию, часто ― в сторону упрощения).
Кроме нотного автографа, на презентации был представлен портрет Мусоргского со страниц дневника Ильи Федоровича Тюменева, художника, писателя, певца и аккомпаниатора Думского кружка.
«Поскольку дневники Тюменева не были опубликованы, осмелюсь предположить, что этот портрет присутствующие в зале видят впервые»,
― подчеркнула А. С. Виноградова.
Из дневников Тюменева исследователям стало известно множество подробностей деятельности Думского кружка. В частности, в дневниках описано первое исполнение «Хованщины» на квартире главного контролера Думы Тертия Ивановича Филиппова.
Презентация завершилась выступлением хора юношей Хорового училища имени А. В. Свешникова под управлением Дениса Храмова. Прозвучали шесть номеров из репертуара Думского кружка: три песни Шуберта и три обработки русских народных песен Мусоргского, в том числе песню «Ах ты, воля моя, воля» ― правда, в версии М. Бермана.
Сергей Августовский