Вокруг нового года принято подводить итоги уходящего периода и строить планы на будущее.
Несомненно, самым знаковым событием 2017 года в музыкальной жизни Йошкар-Олы стала новая постановка знаменитой оперы.
Несмотря на провал премьеры оперы Жоржа Бизе в Париже и изгнание её на несколько последующих лет с французских подмостков, услышав эту музыку, великий Чайковский пророчествовал:
«Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире…»
И, как мы теперь знаем, Петр Ильич не ошибся!
За полтора века, пережив сотни постановок, «Кармен» продолжает будоражить умы певцов, режиссеров, балетмейстеров, художников и обретает всё больше воплощений.
И вот, к счастливым обладателям собственного спектакля присоединился Марийский государственный театр оперы и балета им. Эрика Сапаева, ведь каждый, уважающий себя музыкальный театр, мечтает покорить публику именно своей «Кармен».
Идея поставить оперу принадлежит бывшему директору театра, а ныне министру культуры Республики Марий Эл Константину Иванову, который проявив продюсерское чутьё, пригласил прогрессивных деятелей современного театра и предоставил им свободу экспериментировать.
Создателями нового спектакля стали главный балетмейстер Государственного театра оперы и балета Удмуртии Николай Маркелов и художник-постановщик из Петербурга, главный художник Омского государственного музыкального театра, Сергей Новиков. Этот творческий тандем на российской сцене совместно создал уже не один яркий спектакль, заслуживший внимание публики и критики, и вот новый вызов. Испанские страсти в Йошкар-Оле.
Режиссер Николай Маркелов предложил артистам исполнять оперу на языке оригинала:
«Французский язык не самый певческий язык, но все солисты и артисты хора справились с задачей превосходно».
В спектакле задействована почти вся труппа театра, здесь много балетных сцен и даже солисты не статичны, как в большинстве оперных спектаклей, но активно живут в пространстве действа.
Сценография символична – подмостками артистам служат то гигантское ярко освященное зеркало, заключенное в старинную золоченую раму, то красный женский каблук трехметровой высоты, то красная дорожка, уводящая фантазию зрителя в глубь сцены, за кулисы…
На фоне этого великолепия и разыгрываются театральные страсти, ведь по задумке режиссера действие происходит в одном из провинциальных театров, и вовсе не обязательно в Испании. Однако, забыть о родине героев – Севилье – не дают красно-черные экспрессивные костюмы, появляющиеся в отдельных сценах – многослойные юбки, камзолы тореадоров, плащи, веера…
Режиссер трактует сюжет как обычную жизнь, события, которыя могут произойти в любом театре.
Николай Маркелов:
«У нас не классический сюжет. Мы говорим о Кармен, как о персонаже, она – актриса захудалого театра, Хозе – охранник в этом театре, Эскамильо – театральный режиссер или продюсер…»
Весь творческий коллектив театра, как и приглашенные силы, очень молоды, и для большинства из них – это первая близкая встреча с великим произведением. Благодаря этому была создана уникальная атмосфера спектакля – она, буквально, пышет энергией и подкупает искренней заинтересованностью всех участников.
Молодые фактурные артисты, обладающие прекрасными голосами, тенор Дмитрий Семкин (Хозе) и баритон Иван Шонин (Эскамильо), продемонстрировали всю свою экспрессию, а сложность исполнения арий на французском языке, казалось, напротив придавала им рвения в воплощении мужских образов.
Если в классическом спектакле две главные женские роли противопоставлены друг другу – жгучая темпераментная цыганка и кроткая девушка из деревни – невеста Хозе, то в данной постановке героини стоили друг друга, и лишь цветовая гамма образов – красно-черная у Кармен и белая у Микаэлы – создавали контраст.
И Любовь Добрынина (Кармен) и Алина Полевая (Микаэла) – очень яркие певицы, и по красоте голосов и накалу страстей одинаково захватывали внимание слушателей. К тому же обе они блондинки.
Мощное темпераментное меццо Кармен, её широкий диапазон, свобода в исполнении знаменитых арий и уверенность на сцене завораживали публику.
Безукоризненные колоратуры сопрано Микаэлы звучали не менее пылко и страстно, подкупая своей романтической экспрессией и нежной филировкой.
Несомненно, спектакль понравится и академической, и новой публике – прекрасные голоса, сцена трансформер, броские декорации переносят зрителя в волшебную атмосферу театра, а красная дорожка даже несколько намекает на Каннский фестиваль.
И надо сказать, что столь эмоционально-насыщенный и событийно-богатый спектакль, несомненно, может украсить любой столичный и даже европейский театральный фестиваль.
И, если для главных театров страны бюджет в 2 млн. рублей – сумма весьма скромная, то для Марийского театра – это прорыв: спектакль стал самым дорогим за всю историю, и для всей труппы это была огромная ответственность.
Йошкар-Олинский театр продемонстрировал не только публике города, но и всему артистическому сообществу, что если за дело берутся по-настоящему талантливые люди, то успех гарантирован.
Всем, кто не успел увидеть новую постановку театра им. Э. Сапаева в прошлом году, хочется пожелать обязательно посетить спектакль в новом году, потому что «Кармен» остается едва ли не самой популярной оперой всех времен.
И, однажды придя в театр, каждый новый слушатель, навсегда становится ее страстным поклонником, неизменно восклицая:
«Моя Кармен! Навек я твой!»
Инна Вайс