Еще весной художественный руководитель Пермского оперного театра Теодор Курентзис рассказал о своих планах поставить всю трилогию Моцарта.
В нее входят оперы “Так поступают все женщины”, “Свадьба Фигаро” и “Дон Жуан”.
Масштабный проект «Трилогия Моцарта–Да Понте в Перми» начинается этой осенью с оперы «Cosi fan tutte» «Так поступают все женщины», которой Пермский театр оперы и балета открывает новый сезон.
Сюжет комической оперы Моцарта стар и вечен: молодые офицеры Феррандо и Гульермо, решив проверить, существует ли женская верность, заключают пари со старым скептиком Доном Альфонсо о том, что их невесты останутся им верны. А дальше – мнимый отъезд на фронт, и начинается веселая кутерьма с переодеваниями, мнимыми женихами и фальшивыми брачными договорами, интригами и клятвами, закончившаяся вполне благополучно примирением влюбленных пар.
На пресс-конференции, посвященной премьере, Теодор Курентзис, который является музыкальным руководителем и дирижером оперы, рассказал, что в музыке Моцарта его привлекает своеобразная точка схода музыкальных эпох. С одной стороны, позднее барокко, присущее XVII веку, с другой стороны – народная музыка, как начало эпохи романтизма XVIII века.
«Обычно режиссеры просто переносят действие оперы «Cosi fan tutte» в современные условия. Мне кажется это бессмысленным, потому что сам текст очень современный, и эта история могла случиться когда угодно. Я, напротив, стремился в своей постановке соединить эту современность с ароматом и роскошью XVIII века»,
– рассказал Теодор Курентзис.
Костюмами и декорациями к спектаклю занимался художник-постановщик Штефан Дитрих (Германия), мастер театрального «высокого стиля». По его словам, на сцене будут аутентичные костюмы XVIII века. Один из солистов – Станислав Леонтьев – даже посетовал, что подлинность и тщательность выполнения костюмов создают сложности для артистов.
Режиссер-постановщик Маттиас Ремус также приехал в Пермь из Германии, в его творчестве это седьмая постановка опер Моцарта («Cosi fan tutte» он ставит в третий раз), кроме того, он написал и издал биографию этого великого композитора.
Главные женские партии Фьордилиджи и Дорабеллы на премьере исполнят Симона Кермес (Германия) и Мария Форрстрем (Швеция), во втором составе – Анна Касьян (Франция) и Надежда Бабинцева (Пермь). В постановке занято всего 3 артиста Пермского театра оперы и балета.
Опера, поставленная и исполненная приглашенными звездами, несомненно, станет событием международного масштаба в музыкальном мире.
А теперь о печальном – вся эта роскошь аутентичных костюмов и красота музыкального воплощения Моцарта будет доступна немногим пермским зрителям. Спектакль будет показан в Перми всего четыре раза – 24, 25, 26 и 28 сентября.
Как уточнил креативный продюсер театра Илья Кухаренко, учитывая большой интерес публики, решено показать оперу еще два раза – событие это случится в июне будущего года и будет приурочено ко Дню города. На вопрос – а стоило ли тратить такие средства на спектакль, который будет недоступен пермякам? – директор театра Анатолий Пичкалев ответил своим любимым и неотразимым аргументом:
«С экономической точки зрения театр вообще – мероприятие невыгодное».
Оставив популистские вопросы о финансировании театра, а оно осуществляется из краевого бюджета, а значит, и на деньги пермских налогоплательщиков, с грустью констатируем: пермякам придется отвыкать от привычки, сформировавшейся за 140 лет существования Пермского оперного театра.
Дело в том, что опера «Cosi fan tutte» знаменует еще одну веху в истории Пермского оперного театра – переход на систему «стаджионе».
Традиционный русский театр – репертуарный, в афише много разных спектаклей, и идут они каждый вечер, именно так и работал Пермский оперный.
Как утверждает руководство театра, система «стаджионе» позволяет при соответствующем финансировании осуществлять разовые дорогие и масштабные проекты, подобные постановке «Трилогии Моцарта – Да Понте в Перми».
Забота о престиже города и амбициозные планы прорваться в культуру Европы пермякам понятны, но непонятно, почему так бесцеремонно распорядились судьбой театра, не посчитавшись с мнением горожан. Ведь остался же Новосибирский оперный театр репертуарным, несмотря на то что Теодор Курентзис проработал там несколько лет.