В минувшую пятницу в Самарской филармонии в рамках абонемента «Дмитрий Коган представляет…» выступил скрипач и дирижер, народный артист России Сергей Стадлер.
В сопровождении Камерного оркестра “Volga philharmonic” на скрипке мастера Гваданини он виртуозно исполнил пять концертов Моцарта для скрипки с оркестром.
Сергей Стадлер известен как бывший ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова и президент благотворительного проекта «Эрмитажная академия музыки», в рамках которого на площадке Эрмитажа проводятся выступления и мастер-классы видных отечественных исполнителей.
Но в музыкальном мире Стадлер, в прошлом окончивший ту же консерваторию и аспирантуру Московской консерватории имени Чайковского, завоевал широкую популярность и признание в первую очередь как скрипач.
Исполнительское мастерство Сергея, блистательно играющего сложнейшие скрипичные произведения классиков разных эпох, отмечало авторитетное жюри престижных международных конкурсов «Концертино Прага» (1976), имени М. Лонг – Ж. Тибо (Париж, 1979), Я. Сибелиуса (Хельсинки, 1980, вторая премия) и П. Чайковского (Москва, 1982, первая премия). А академик Дмитрий Лихачев, однажды услышав игру Стадлера, назвал скрипача «русским Паганини». Сергей активно концертирует, записывается (его дискография насчитывает больше 30 CD) и проводит мастер-классы.
В Самаре Стадлер выступает не первый раз и обычно играет редкие и сложнейшие произведения известных композиторов. В 2011-м в филармонии он мастерски передал свойственное юношеским скрипичным концертам Шуберта и Мендельсона романтическое настроение.
Затем вместе с филармоническим оркестром сыграл Девятую симфонию Малера, одну из сложнейших. В этом же году Сергей устроил для ценителей классической музыки настоящий праздник: вместе с камерным оркестром “Volga philharmonic” подготовил пять редко исполняемых вместе скрипичных концертов Моцарта, сам же играл на уникальном инструменте – скрипке работы мастера Джованни Баттиста Гваданини 1782 года.
Этот инструмент, как рассказал музыкант накануне концерта, встретился Стадлеру в частной коллекции в Чикаго. Для Сергея до сих пор остается загадкой, как скрипка попала в США. Маэстро уверен: на столь уникальном инструменте можно играть только шедевры.
Прежде чем самарцы оценили звучание скрипки и насладились исполнительским мастерством Стадлера, лектор-музыковед Ирина Цыганова напомнила слушателям предысторию скрипичных концертов Моцарта. Композитор написал их в творческом порыве в 19 лет, с апреля по декабрь 1775-го.
Как известно, Моцарт рос в семье служащего в капелле архиепископа скрипача, который воспитывал сына на произведениях Джузеппе Тартини и Пьетро Локателли. Позже, во время поездки в Италию, молодой Моцарт познакомился с творчеством Пьетро Нардини и Луиджи Боккерини.
А в 1770-м 14-летний композитор вдохновенно музицировал с учеником Нардини, 14-летним скрипачом Томасом Линли, которому Моцарт играл произведения Боккерини. Впоследствии опыт игры, темы и фигурации итальянских авторов, преломившись в творческом сознании молодого композитора, нашли оригинальное отражение в его пяти скрипичных концертах. Впрочем, в сочинениях Моцарта музыковеды обнаруживают влияние не только итальянской, но и немецкой, венгерской, цыганской музыкальных традиций и узнают прообразы будущих творений композитора.
У скрипичных концертов разная судьба. Несмотря на их одинаковый художественный уровень, почему-то исторически сложилось так, что первые два исполняются крайне редко, более популярны 3-й, 4-й и 5-й. В музыкальной среде даже появилась шутка: «Сколько у Моцарта скрипичных концертов?» – «Три: 3, 4 и 5-й».
В этот вечер Сергей Стадлер реабилитировал творения венского композитора, в двух словах описал их художественные достоинства, а затем с оркестром, выступая поочередно в роли скрипача и дирижера, блистательно донес до слушателей все нюансы каждого концерта и свойственное им рыцарское настроение. Два с лишним часа пролетели на одном дыхании.