Выступлением в Москве джазовых музыкантов – певицы Рэнди Кроуфорд и пианиста Джо Сэмпла – завершился IV Международный фестиваль “Владимир Спиваков приглашает…”.
Кульминацией его программы стали вечер с участием Иона Марина, Алексея Огринчука и самого Спивакова, а также потрясающий сольный концерт Уте Лемпер.
На вопрос о том, как среди участников фестиваля оказалась Уте Лемпер, на сегодня лучшая в мире исполнительница сочинений Курта Вайля, Владимир Спиваков ответил с обезоруживающей простотой.
Всякий раз, когда маэстро пытался услышать Лемпер в каком бы то ни было городе мира, оказывалось, что дива либо только что уехала, либо будет петь вскоре после отъезда Спивакова. Осталось позвать ее в Москву – и результатом стал один из лучших концертов за всю историю проекта “Владимир Спиваков приглашает…”, сравнимый по силе впечатления с выступлениями Джесси Норман и Фанни Ардан на предыдущих фестивалях.
Другой вопрос – заполняемость зала: сама по себе оратория Онеггера “Жанна д´Арк на костре” не собрала бы у нас и одного аншлага, зато постановка модного режиссера Кирилла Серебренникова и участие Ардан стали залогом полного зала в течение двух вечеров.
В случае с Онеггером главным манком была легендарная французская звезда, в случае с Уте Лемпер – ее собственное имя, и это, увы, не сработало: главная персона фестиваля, уникальная певица и артистка, выступала в Светлановском зале Дома музыки, зиявшем пустыми местами.
Курт Вайль и Бертольт Брехт, чьи сочинения звучали со сцены, стремились быть ближе к народу, однако их старания пропали втуне – по крайней мере, в этот вечер, когда их наследие предстало искусством для избранных. Притом что у Вайля есть мелодии, известные практически любому (например, “Мэкки-нож” или “Алабама”), а его песни исполняли многочисленные звезды от Луи Армстронга и The Doors до Стинга и Pet Shop Boys.
Между тем программу никак не назвать сложной или заумной: Вайль был представлен циклом “Семь смертных грехов”, зонгами из “Трехгрошовой оперы” и “Счастливого конца”, песнями из бродвейских мюзиклов, а на десерт публика получила шлягеры Жака Бреля и Эдит Пиаф.
Уте Лемпер настолько приковывает к себе внимание, что зал покоряется ей независимо от того, что именно она исполняет, поет или молчит, смотрит в одну точку или выразительно стреляет глазами во все стороны. По крайней мере, Владимир Спиваков исполнил свою мечту: теперь он побывал на концерте Уте Лемпер, а благодаря ему еще и несколько сот слушателей.
Правда, ведомому Спиваковым Национальному филармоническому оркестру России (НФОР) не хватало гибкости, необходимой для исполнения Вайля, и временами аккомпанемент явно сковывал певицу. Почувствовать интонацию Вайля оказалось одним из самых сложных испытаний для НФОР за несколько лет существования.
Зато двумя днями позже оркестр играл классический репертуар, где чувствовал себя как рыба в воде. За пульт встал главный приглашенный дирижер коллектива, маэстро Ион Марин.
Интригой вечера послужил его тандем с Владимиром Спиваковым, основателем и худруком НФОР: до сих пор они не выходили вместе на сцену – по крайней мере, в Москве. В Траурном концерте для скрипки с оркестром Карла Амадеуса Хартмана дирижер и солист показали абсолютное взаимопонимание, а зал принял не слишком простое сочинение с восторгом. Финал концерта восходит к теме песни “Вы жертвою пали”, использованной также в симфонии Шостаковича “1905 год”. Это подчеркнул и Спиваков, который перед повтором финала на бис сказал:
“Хартман, как и Шостакович, мечтал о том, чтобы не было тоталитарных режимов”,
– имея в виду то ли годовщину убийства Анны Политковской, то ли 55-летие “абсолютного и чистого демократа”.
Вечер завершили “Вариации на тему Гайдна” Брамса – будь это последний день фестиваля, лучшего заключительного аккорда нельзя бы и желать. И если четвертый форум Спивакова обошелся без театра и балета, то музыкальная часть была на высоте: концерты с участием Иэна Бостриджа, Уте Лемпер и самого Спивакова запомнятся надолго.
Илья Овчинников, “Газета”