Денис Мацуев выступил в Дрездене 8 октября 2017.
Порой достаточно одного жеста: русский пианист Денис Мацуев проходит несколько метров из кулис до рояля столь решительно, что кажется, будто он приехал, чтобы подписать какие-то важные соглашения вроде сотрудничества в области атомной энергетики или чего-то подобного, а не на концерт.
Но это ощущение пропало, как только он коснулся клавиш и из-под них заструились прекрасные “ Времена Года” Чайковского.
Цикл полон мечтательных отрывков и если все отмечают, что Мацуев всегда поражает своим звучанием, то в его особенно поэтичной, очень русской тональности Чайковского заметны тысячи оттенков звука, которые только возможны в этих 12 пьесах.
Как только вы попали в это волшебство – все стало возможным: проносится тройка, радостно празднуется сбор урожая, задушевно звучат баркарола и осенние песни. В завершение Мацуев исполняет рождественский вальс: этот поэтичный альбом закрывается нежным прикосновением к клавишам. Все уже опьянены богатством звука и чувством формы, которые Мацуеву удалось передать.
Вторая часть концерта состояла из трех произведений и начиналась Бетховеном.
Его предпоследняя соната настолько же классическая, насколько и необычная и, соответственно, в ней невероятно сложно передать ее психологические контрасты.
Мацуев удивил романтическим переходом из пасторали первой части в аллегро и захватывающим финалом. Отрицание и, в то же время, зачарованность романтической фугой Мацуев представил невероятно тонко и умно. Каждая нота у Бетховена имеет историю и смысл, что впечатляюще и было донесено до слушателей.
Мы не только слушали музыку – мы понимали Бетховена во всей его полноте и сложности и такой спектр эмоций удается испытать крайне редко. Необходим был плавный переход к Прокофьеву, и было исполнено “Размышление” Чайковского, которое уже не являлось простой альбомной зарисовкой, а включало в себя ритмическую мощь, которую Прокофьев развил в своей 7-й сонате.
Здесь Мацуев впечатляюще провел нас из мятущейся первой части к полным боли затухающим нотам второй. Далее он очень естественно позволил разбушеваться бурре третьей части, которой и завершил сонату. Тем не менее, пианист серьезно относится к динамизму и сложности Прокофьева и перевел дыхание перед громовыми раскатами финала.
Раззадорив публику второй частью концерта, он еще приберег четыре потрясающих биса: от Лядова, Сибелиуса, Бетховена до “ Пещеры горного короля” Грига.
Мацуев показал себя не только настоящим волшебником звука, но и мастером шоу, чьи блестящие и легко исполненные каскады доказали, что, несмотря на всю серьезность, классические концерты могут быть очень увлекательными, даже на большой сцене Semperoper.
Александр Кек, “Dresdner Neueste Nachrichten“