
В Санкт-Петербурге проходит Пятая Всероссийская выставка современных скрипичных мастеров. В экспозиции Музея музыки Шереметевского дворца собрано 47 новых инструментов, авторами которых являются 33 мастера из России и Беларуси.
Все экспонаты – авторские произведения ручной работы, на создание каждого из которых в среднем требуется не менее одного-двух месяцев.
В первые дни посетителями выставки стали не только экскурсанты музея, но и музыканты-исполнители, которые пришли не только полюбоваться новинками, но и поиграть на них, проверить звучание, а может быть, и приобрести понравившийся. Кроме того, у посетителей есть возможность пообщаться с создателями инструментов, получить ответы на интересующие вопросы.
Одним из участников выставки стал мастер музыкальных инструментов из Беларуси Александр Сурба. Ведущий научный сотрудник и кандидат искусствоведения Белорусского государственного университета культуры и искусств приехал в Петербург со своим уникальным инструментом – скрипкой, созданной по модели Бальтазара Данкварт, польского мастера, жившего за сто лет до знаменитого Страдивари.
– Это так называемая ренессансная скрипка, мой научно-творческий эксперимент,
– говорит Александр.
– Мне кажется, “секрет Страдивари” преувеличен. Его главным секретом была чрезвычайная работоспособность, он трудился 20 часов в сутки все свои 93 года жизни.
Страдивари, Гварнери и Амати: в чем уникальность скрипок мастеров из Кремоны
Некоторые эксперты вообще считают, что скрипки нужно оценивать не по возрасту, а исключительно по качеству. Ведь для того, чтобы зазвучала любая старинная скрипка, включая Страдивари, придется немало постараться. Тем более что за 300 лет каждую из них реставрировали уже десятки раз, и уникальность таких инструментов – это скорее коллективное творчество, чем работа конкретного мастера.
Собравшись на одной площадке, производители струнных инструментов обсудили множество актуальных тем и профессиональных секретов мастерства.
В России, например, вообще нет такой профессии, как создатель или производитель музыкальных инструментов. В Беларуси практика складывается более удачно. Например, в Минском государственном университете культуры и искусств уже три года преподается специальная факультативная ознакомительная дисциплина для студентов-музыкантов и художников-реставраторов.
– Наша задача – передать основы и традиции этого старинного мастерства,
– рассказывает Александр Сурба.
– Сейчас много говорят о применении при создании скрипок станков с ЧПУ или 3D-моделирования. Но в основе нашего обучения лежит именно ручное изготовление каждой детали.
V Всероссийская выставка скрипичных мастеров продлится до 16 апреля 2023.

Кстати: