На сцене Концертного зала Мариинского театра Санкт-Петербурга выступил Лозаннский камерный оркестр под управлением приглашенного французского дирижера Бертрана де Бийи.
Это один из лучших швейцарских музыкальных коллективов, количество выступлений которого доходит до ста концертов в год. Оркестр дает концерты как на своей основной площадке – в Зале Метрополь в Лозанне, так и в других городах Европы.
Лозаннский камерный оркестр был создан благодаря усилиям его музыкального руководителя Виктора Десарзена, который в 1942 году объединил музыкантов струнных ансамблей в один сплоченный коллектив. С тех пор Лозаннский камерный оркестр ведет свою славную историю. За его пультом стояли такие корифеи дирижерского искусства, как: Эрнест Ансерме, Гюнтер Ванд, Шарль Дютуа, Неэме Ярви и Джеффри Тейт. С оркестром играли известные солисты, среди которых: Исаак Стерн, Раду Лупу и Марта Аргерих.
За 70-летнюю историю в оркестре сменилось всего пять художественных руководителей: Виктор Десарзен (1942–1973), Армин Жордан (1973–1985), Лоуренс Фостер (1985–1990), Хесус Лопес Кобос (1990–2000) и Кристиан Захариас (2000–2013). С последним из них швейцарский коллектив гастролировал в Москве несколько лет назад.
Неотъемлемым творческим кредо оркестра является знакомство юных слушателей с миром классической музыки. В Лозанне регулярно устраивается множество семейных и школьных концертов, оркестр сотрудничает на постоянной основе с музыкальными вузами города (Школа музыки Лозанны и Высшая школа театрального искусства Французской Швейцарии).
Главным приглашенным дирижером оркестра является французский маэстро Бертран де Бийи. В 1993–1995 годах он был главным дирижером и заместителем музыкального руководителя Анхальтского театра в Дессау (Германия), в 1996–1998 годах занимал те же должности в Венской Государственной опере. В период 1994–2004 годов дирижер возглавлял Театр Лисео в Барселоне, а с 2002-го по 2010 год был музыкальным руководителем симфонического оркестра Австрийского радио. В настоящее время Бертран де Бийи – главный приглашенный дирижер оркестров Франкфуртской оперы и Франкфуртского музея, Дрезденского филармонического оркестра и Лозаннского камерного оркестра.
При этом он успешно сочетает свой интенсивный гастрольный график и с оперной деятельностью. Французский маэстро часто проводит спектакли в нью-йоркской Метрополитен-опере, в лондонском Ковент-Гардене, оперных театрах Германии, Австрии и Франции. С 2002 года Бертран де Бийи частый гость Зальцбургского фестиваля.
Сотрудничество с Лозаннским камерным оркестром Бертран де Бийи считает успешным, его восхищает непринужденная атмосфера работы в этом коллективе.
Бертран де Бийи:
«Оркестр Лозанны имеет чистый и прозрачный звук. Музыканты всегда прислушиваются к требованиям главного дирижера и неукоснительно следуют за ним. Я стараюсь привнести наибольшее камерное звучание, как будто произведение написано в расчете на ансамбль, состоящий из 4 – 5 человек. И как бы звучала эта музыка в большом оркестре с теми же интонациями, не нарушая при этом авторского замысла»
Программа петербургского концерта была посвящена триаде поздних симфоний В. А. Моцарта.
Подобно своим современникам Николаусу Арнонкуру, сэру Саймону Рэттлу, Даниэлю Баренбойму и Бернарду Хайтинку, Бертран де Бийи имеет ясное представление о последних симфониях великого Амадея в контексте сегодняшнего дня.
Бертран де Бийи:
«Каждая из этих симфоний по отдельности замечательна, но когда они исполняются вместе в рамках одного концерта, это как бы еще одна такая 42-я полная симфония Моцарта.
Он их написал за несколько недель. В любой из этих симфоний можно отчетливо представить себе картины жизни самого Моцарта и все те идеалы, воплощенные им в музыке.
В 39-й симфонии много барочных элементов, я даже слышу там отзвуки увертюры во французском стиле, 41-я симфония очень современна, с ее блестящим апофеозным до мажором, а 40-я – очень загадочная, она представляет из себя всю ту грусть, которую в этот момент нес в себе Моцарт. Он цитирует там фрагменты из написанного ранее «Дон Жуана» и уже готовит «Волшебную флейту». Таким образом, исполнение всех этих трех симфоний в одном концерте представляется мне увлекательным путешествием во времени»
– Учитывая вашу продолжительную работу в Вене в оперном театре, а затем с оркестром Австрийского радио, пригодился ли опыт музыкальной жизни австрийской столицы в работе с Лозаннским камерным оркестром?
Бертран де Бийи:
«Что касается музыки Моцарта, безусловно, годы, проведенные мной в Вене, чрезвычайно важны для меня. Ведь Моцарт – это часть венской повседневной жизни. Я старался привнести в интерпретации моцартовских симфоний с Лозаннским камерным оркестром союз барочного венского исполнения (что особенно близко Николаусу Арнонкуру) и современного оркестра. Неслучайно расположение оркестра было немного оригинальным и необычным. Все это было сделано для того, чтобы максимально уважительно отнестись к той музыке, которую создал сам Моцарт»
Звучание Лозаннского камерного оркестра отличалось особой сдержанностью и аристократизмом. Оркестр был как один единый музыкальный организм.
Отмечу высокое качество ансамблевой игры и великолепную творческую дисциплину в коллективе. Каждый из артистов был воодушевлен музыкой и безукоризненно следовал дирижерским жестам Бертрана де Бийи, который показал себя одним из лучших и самобытных интерпретаторов музыки В. А. Моцарта в наши дни.
После Санкт-Петербурга Лозаннский камерный оркестр услышат жители Екатеринбурга. В уральской столице швейцарский коллектив под управлением Бертрана де Бийи выступит с той же программой на сцене Концертного зала Свердловской филармонии.
Виктор Александров (Санкт-Петербург), ClassicalMusicNews.Ru