В Концертном зале Чайковского прозвучало бессмертное «Лебединое озеро».
Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева приурочил концерт к 140-летию со дня первого исполнения балета.
Тогда, в 1877 году, критики и зрители были бы удивлены, узнав, как сложится судьба этого произведения – ведь классическая вариация балета, которая сделала его мировым бестселлером, появилась намного позже. В атмосферу чарующей музыки Чайковского окунулась корреспондент Лидия Алёшина.
«Лебединое озеро» – один из любимых балетов Владимира Федосеева. Маэстро вспоминает с ностальгией миланское выступление в Ла Скала. Но в этот вечер – не театральная сцена, Концертный зал имени Чайковского.
«Лебединое озеро» – одно из лучших произведений Чайковского. Премьера состоялась в 1877 году. Но тогда был провал. И только постановка Мариуса Петипа и Льва Иванова принесла балету успех и сделала его эталонным. В этот вечер звучать будет только музыка.
Это «Лебединое озеро» – без танцовщиков. Музыканты Большого симфонического оркестра имени Чайковского не в оркестровой яме, как это было бы в театре, на сцене. Они заняли место артистов балета. И в этой постановке – у них ведущие партии.
«Балет без балета предлагает окунуться внутрь каждого человека. Человек, который слушает, представляет этот балет, и я в том числе готов даже танцевать. Я сам воображаю, если бы я был танцором, как бы станцевал, передал в танце музыку эту, поэтому я свободен, и в этом мое преимущество»,
– признается дирижер Владимир Федосеев. Волшебные звуки «Лебединого озера» пробуждают фантазии, грезы, воспоминания. Вспоминает и Владимир Федосеев свое первое соприкосновение с чарующей музыкой Чайковского.
«Я слушал во время войны по репродуктору музыку, которую передавали с утра до вечера, классическую музыку. Я был в Ленинграде в блокаду, и я оттуда услышал великие ноты, великую музыку Чайковского, и ждал встречи с ней непосредственно. И дождался»,
– вспоминает Владимир Федосеев.
Для Владимира Федосеева и Большого симфонического оркестра исполнение балетов на концертной сцене – эксперимент, который каждый раз у публики вызывает особый интерес.
Лидия Алёшина, Новости культуры