Московский театр “Геликон-опера” опередил всех в наступившем сезоне, первым подготовив премьеру к его началу.
С 28 по 30 сентября здесь дают “Свадьбу Фигаро” Моцарта – спектакль, продолживший работу Дмитрия Бертмана и его команды над бессмертной комедией Бомарше “Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность”.
В июле геликоновцы представили оперу “Севильский цирюльник” Россини, в основу которой положена первая часть комедии. Вторую же ее часть за тридцать лет до Россини облюбовал Моцарт. В начале ХХ века история получила неожиданное продолжение в опере Жюля Массне “Керубино” по пьесе Франсиса де Круассе. Жадный до редкостей Бертман обещает уже в конце сезона познакомить нас и с этим опусом, завершив им образовавшуюся трилогию.
Обычно театры не объединяют “Свадьбу Фигаро” и “Севильского цирюльника”: между произведениями Моцарта и Россини, несмотря на общность первоисточника, словно лежит непреодолимая стилистическая пропасть. Дмитрий Бертман решился свести эти оперы в одной, как всегда, дерзкой режиссерской концепции и проследить, что происходит с главными героями комедии двадцать лет спустя.
Когда-то музыка Россини, ознаменовала начало новой эпохи в музыкальном театре: Фигаро, Бартоло, Базилио запели совсем по-другому (к примеру, Гегель переживал, что раз “Севильский цирюльник” нравится ему больше моцартовского “Фигаро”, значит, вкус его безнадежно испорчен).
Бертман же, привычно перенося действие комедии в наши дни (нынешняя мультикультурная Европа), приближает героев Бомарше к современникам, вынуждает их жить сегодняшними, далеко не всегда высокоморальными, ценностями. Главное событие оперы Моцарта и вовсе теперь под вопросом: женится ли Фигаро, зависит от того, кто купит графский замок.
Татьяна Давыдова, “Московские новости”