Авангардный перформанс раскрыл музыкальную сущность бытовой техники.
XI фестиваль современного искусства TERRITORIЯ завершился музыкальным представлением Дмитрия Курляндского и Каролы Баукхольт Vacuum Pack.
Два вечера подряд в Электротеатре «Станиславский» участники швейцарского ансамбля Eunoia Quintett превращали пылесосы, стаканы и вакуумные насосы в музыкальные инструменты. Что в этом действе было интереснее — перемещения артистов по сцене, технологии получения звука (в том числе, электронные) или художественный результат — вопрос открытый.
По словам Курляндского, импульсом к появлению Vacuum Pack стала возникшая в разговоре с Баукхольт мысль о том, что источником вдохновения при создании музыкального произведения может быть что угодно — даже стакан воды. Идею было решено воплотить в жизнь. Русский композитор и его немецкая коллега написали примерно по полчаса музыки.
“Моя часть посвящена стеклу, а Каролы — воде, в том числе всасыванию воды через насосы. Наши партитуры могут быть исполнены как самостоятельные произведения, но мы писали вместе, думали вместе и воспринимаем это как единый проект”,
— пояснил Курляндский.
На сцене — стол со стаканами. Сидящая за ним девушка наклоняется к посуде, и мы слышим странные звуки — то ли тихое пение, то ли эхо. Постепенно появляются остальные участники ансамбля. В их руках бутылки с микрофонами будут звучать как терменвоксы, а обычные пылесосы — как тубы и тромбоны. К этому можно прибавить звон разбитого стекла, постукивание по микрофону и гул насосов. Все шумы соотнесены друг с другом по высоте и преображены электроникой таким образом, чтобы скрытая в них музыкальная составляющая выходила на первый план.
«Нормальные» инструменты в перформансе тоже участвуют, но в них Курляндский и Баукхольт как раз раскрывают шумовую природу. Виолончель верещит в высоком регистре, а рояль используется как огромная арфа — музыкант дергает струны под крышкой, подставляя микрофон. Хотя здесь уже ничего новаторского нет — все мыслимые и немыслимые способы игры на струнных и фортепиано авангардисты испробовали уже полвека назад, но в ансамбле с пылесосами и насосами это выглядит вполне самобытно.
Исследуя суть музыкального звука, его происхождение и различные воплощения (для Курляндского это вообще одна из главных тем творчества), авторы и исполнители попутно создают увлекательное сценическое представление. Впрочем, никакого сюжета или хотя бы внутренней драматургии передвижений артистов не просматривается. Театральная сторона Vacuum Pack — сродни скорее цирковому шоу. Как фокусники достают кролика из шляпы, так и музыканты Eunoia Quintett «вытаскивают» звук из самых неожиданных предметов.
А чтобы музыка не отходила на второй план, создатели Vacuum Pack отказываются от декораций, костюмов и прочих атрибутов театрального представления (хотя на европейской премьере полноценная режиссура была). Единственная находка визуального характера, оставшаяся в московской версии Vacuum Pack — проецирование крупного плана осколков стекла на задник-экран.
Увы, развития эта линия не получает. В понятии «инструментальный театр» для композиторов Курляндского и Баукхольт куда важнее слово «инструментальный», нежели «театр». Но зритель вправе сделать свой выбор и сконцентрироваться на том, что ему интереснее. Или же «проголосовать ногами» — на премьерном представлении без этого не обошлось.
Впрочем, «дезертиры» внесли свою лепту в музыкальную составляющую: звук шагов органично влился в партитуру и заставил лишний раз задуматься о том, что все шумы вокруг нас — тоже музыка. Пусть и не такая изысканная, как у Курляндского и Баукхольт.