Форум, посвященный памяти выдающегося скрипача Олега Кагана, впервые прошел в Москве семь лет назад и стал ежегодным.
Инициатор и художественный руководитель – виолончелистка Наталия Гутман, участвующая в большинстве концертов фестиваля. У него есть стабильный круг участников, свои репертуарные традиции, и может показаться, будто с годами форум начинает буксовать. VIII фестиваль полностью опровергает это.
Наталия Гутман, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Василий Лобанов, Алексей Любимов, Александр Рудин, Элисо Вирсаладзе, Андрес Мустонен, Эдуард Бруннер – вот далеко не полный перечень постоянных участников фестиваля.
В его программах принимали участие также дирижер Джансуг Кахидзе, ударник Марк Пекарский, гобоист Франсуа Леле, скрипачка Анна Чумаченко, флейтист Олег Худяков и многие другие замечательные музыканты, круг которых в этом году стал существенно шире.
За последние годы в рамках форума также состоялось несколько важных московских и российских премьер: “Реквием для Ларисы” Сильвестрова, “Simi” Канчели, “Lamentate” Пярта и “Ветер слов, которые он не успел сказать” Тарнопольского.
В этот раз без премьеры также не обойдется: 17 ноября в Малом зале консерватории впервые в Москве звучит “Ex contrario” Канчели для двух скрипок, струнных, клавишных, бас-гитары и фонограммы (солисты Андрес Мустонен и Павел Верников).
В программе также “Fratres” Пярта – виолончельная версия произведения, существующего как минимум в восьми вариантах (представляет Наталия Гутман), и много других сочинений самых разных времен и народов в исполнении ансамбля старинной музыки Hortus Musicus. Пожалуй, это самый необычный и многожанровый концерт фестиваля.
Основную программу “Посвящения Олегу Кагану”-2007 Московская филармония объявила еще полгода назад, среди шести концертов явно выделялись два. Первый сделал бы честь любому мировому залу, он пройдет 21 ноября в Большом зале консерватории: “Гольдберг-вариации” Баха в обработке Дмитрия Ситковецкого для трио исполняют Миша Майский, Юлиан Рахлин и Максим Рысанов – струнники мирового или как минимум европейского уровня.
Еще один не менее важный вечер – концерт-закрытие, где ветераны фестиваля Наталия Гутман и Юрий Башмет встретятся с музыкантом другого поколения, Теодором Курентзисом.
Пригласив его, организаторы форума продемонстрировали действительную заботу о расширении круга участников, удачным кажется и выбор репертуара: под управлением Теодора Курентзиса прозвучат Виолончельный концерт Элгара и “Styx” Канчели для альта, хора и оркестра – музыка, которая хорошо подходит артистическому темпераменту маэстро.
По доброй традиции последних лет незадолго до начала фестиваля его программу дополнили еще два концерта, организованные Московской консерваторией.
В Малом зале 16 ноября ожидается программа изысканной камерной музыки двух веков, от Шумана и Брамса до Богуслава Мартину и Тиграна Мансуряна, на сцену выйдут Наталия Гутман с пианисткой Ириной Кандинской, а также несколько молодых музыкантов.
Естественная пара к этому вечеру – концерт 19 ноября в Рахманиновском зале, где к Наталии Гутман присоединятся Василий Лобанов, Эдуард Бруннер и Святослав Мороз. Они исполнят Сонату Пуленка, “Agnus Dei” Мансуряна (памяти Олега Кагана) и “Квартет на конец времени” Мессиана – удивительное сочинение для скрипки, виолончели, фортепиано и кларнета, написанное и исполненное в 1941 году в немецком лагере для военнопленных. Существует историческая запись квартета, сделанная этими же солистами, за исключением скрипача Святослава Мороза, чье место тогда занимал Олег Каган.
Нынешний фестиваль открыли два концерта. В первом звучала музыка Бетховена в исполнении Элисо Вирсаладзе и камерного оркестра Musica Viva. Второй, днем позже, начался фрагментом “Тристана и Изольды” Вагнера, продолжился Первым скрипичным концертом Бруха и завершился Виолончельным концертом Дворжака. Солировали Виктор Третьяков и Наталия Гутман, Госоркестром дирижировал Роман Кофман (кстати, еще один новый участник фестиваля, недавно он провел в Петербурге российскую премьеру Шестой симфонии Сильвестрова).
Наиболее сильное впечатление произвел Концерт Дворжака: абсолютный хит, прозвучавший на удивление свежо. И Наталия Гутман, и Госоркестр играли с такой ответственностью, будто им была доверена премьера сочинения.
А финальный дуэт солистки с концертмейстером оркестра Сергеем Гиршенко оказался отдельным маленьким шедевром, от которого буквально пела душа. Как, вероятно, она будет петь и на других концертах фестиваля “Посвящение Олегу Кагану”.
Илья Овчинников, “Газета”